Трудно сказать, по какому сценарию развивалась бы ситуация с этим вопросом в Алтайском крае, если бы в нее не вмешался глава администрации Александр Суриков. После окончания праздников он обратился к руководству местной милиции с просьбой временно не штрафовать водителей за отсутствие полиса "автогражданки". Кто-то может рассматривать предложение губернатора, как слишком прямолинейный предвыборный ход. Но сам Суриков мотивировал необходимость введения отсрочки по штрафам еще и тем, что власти не успели застраховать гостранспорт.
Милиционеры пошли навстречу главе администрации, заявив, что до 1 февраля на территории края подобные штрафы выписываться не будут. "Более того, мы не будем проводить на дорогах массовые проверки и после этой даты", - прокомментировал положение дел Сергей Ярославецкий, замначальника ГИБДД Алтайского края. "Отсутствие страховки у водителя будет выявляться нашими сотрудниками в стандартном режиме. Дело в том, что полис ОСАГО, в соответствии с недавно принятыми поправками к ПДД, должен предъявляться работнику госавтоинспекции вместе с другими документами. Поэтому станет ясно, что автовладелец не застрахован, как только он совершит какое-либо нарушение и будет остановлен инспектором", - пояснил он. Кроме того, Сергей Ярославецкий сообщил, что в нашем регионе обязательному автострахованию подлежат порядка 0,5 млн. транспортных средств. На сегодняшний день застрахованы всего около 40% от этого количества.
Бессмысленно спорить с тем, что правительство законом об "автогражданке" по сути своей обеспечила госзаказом страховые компании. Причем страхование не разовым, а систематическим, поскольку полис придется приобретать каждый год. В нашем регионе в настоящее время цена ОСАГО колеблется от 396 до 4896 рублей, в зависимости от разных условий. В среднем она составляет 2,6 тысячи рублей за полис. И если учесть, что страховку должны иметь полмиллиона автомобилей, то новый рынок выглядит весьма и весьма лакомым кусочком. Его емкость составляет порядка 1,3 млрд. рублей. И делить этот денежный пирог предстоит страховым компаниям, работающим в крае. Таковых по сведениям, предоставленным Валерием Кириченко, начальником отдела стратегического планирования и маркетинга компании "НСГ-Росэнерго", у нас насчитывается более 20 и их число продолжает увеличиваться. Хотя на момент разработки и принятия самого закона их было всего лишь 15.
Как и предполагали многие эксперты, просьба Александра Сурикова на некоторое время повлияла и на работу местных представительств национальных страховых компаний. Для них конец декабря - начало января стали, пожалуй, самой "горячей" страдой. Как утверждают сами страховщики перед Новым Годом и в первые дни после праздника в их офисах "творилось нечто невообразимое". Граждане, привыкшие "тянуть до последнего", либо те из них, кто до конца верил в чудесную отмену ненавистного закона, бросились за полисами, мгновенно образовав громадные очереди. Страховые компании были вынуждены открывать дополнительные пункты выдачи полисов.
Правда, затем темпы их работы несколько снизились. "После озвучивания в СМИ обращения Сурикова, мы отмечаем спад продаж полисов ОСАГО. Ничего удивительного. Просто некоторые несознательные граждане опять решили выжидать. Теперь будут тянуть до конца января", - говорит замдиректора алтайского филиала "НСГ-Росэнерго" Анатолий Семенютин. С ним соглашается и Сергей Уланов, начальник управления автострахования в "Россгострахе": "Для страховых компаний в этой просьбе есть и положительная сторона. Все равно "автогражданка" никуда уже не денется, и многие понимают ее необходимость. В крае еще много незастрахованного транспорта, и даже всем компаниям физически сложно будет оформить на него документы в короткий срок. Инициатива Сурикова, возможно, даст дополнительное время как нам, так и "нерасторопным" автовладельцам". А вот в страховой компании "Спасские ворота" особого эффекта, вызванного просьбой Сурикова, не заметили. "Если влияние и есть, то оно незначительное. 2-4 января у нас была "лавина" обращений со стороны автовладельцев. Работы хватает и сегодня", - констатирует Владимир Скворцов, начальник отдела автострахования компании.
Что же ждет рядового автовладельца, когда ГАИ отменит "щадящий режим" и наступит время исполнить свой "автогражданский" долг? Применение административной ответственности по этому закону возможно за два вида правонарушений: отсутствие при себе полиса автогражданки и отсутствие страховки как таковой. В частности, в статье 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что при отсутствии при себе полиса возможно применение предупреждения или штрафа в размере 50 рублей. Кроме того, в этом случае транспортное средство может быть задержано сотрудниками инспекции до того момента, пока водитель не предъявит им полис, с помещением автомобиля на штраф-стоянку. Если же полиса ОСАГО нет вообще, то ответственность возможна по статье 12.37 КоАП РФ "Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В ней, в частности, предусмотрены штрафные санкции в размере от 500 до 800 рублей. Однако в этом случае задержание транспортного средства производиться не может.
Как уже сегодня советуют опытные правозащитники, в любом случае не следует путать наложение штрафа и его уплату. Наложение штрафа совсем не означает, что он уплачивается сразу же на дороге. Штраф разрешается оплатить в течение 30 суток, причем первые десять из них даются на обжалование. Причем ушлые юристы советуют в любых случаях постановление инспектора обжаловать. Это полезно сделать по двум причинам. Во-первых, сотрудники ГИБДД очень часто нарушают процедуру (составляют протокол без адвоката, не вписывают в него пассажиров в качестве свидетелей и т.д.), что может быть основанием для отмены любого штрафа. И, во-вторых, подача жалобы приостанавливает исполнение любого постановления. Поэтому, сдав жалобу в канцелярию ГАИ или суда и получив на втором экземпляре штамп, вы с полным основанием будете спокойно ездить еще несколько месяцев.
История многострадального закона
Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в силу с 1 июля 2003 года. Сама идея обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, кстати, появилась еще в советские времена - в далеком 1924 году. Тогда дальше разговоров дело не пошло. Вспомнили об "автогражданке" и в 60-е, когда подобные законы стали приниматься в Европе. И снова идея благополучно осталась "под сукном" - видимо, не захотелось советскому руководству копировать "буржуазную Европу". К тому же власти сочли, что у советских граждан не может возникать даже опасений, что виновник не выплатит положенное по гражданскому праву возмещение. Принятый закон по традиции "вылежался" и в современной Госдуме. Почти восемь лет ждал он своего часа, Документ прошел все три чтения, причем, в каждом новом чтении принималось огромное количество поправок (только после второго чтения в Думе их возникло около 400!).
Сергей КУПРЯЕВ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале