Олег Кашин,
журналист:
На Манежной – не народ. Околофутбол, футбольные фанаты и футбольные хулиганы – совсем не "гражданское общество", а вполне интегрированные в деловую и политическую реальность полулегальные структуры, коммерческие и силовые, в той или иной мере подконтрольные и милиции, и спецслужбам, и даже администрации президента.
Испытываете ли вы ненависть к чеченцам?
Определенно да - 5
Скорее да - 18
Скорее нет - 44
Определенно нет - 23
Затрудняюсь ответить - 10
Опрос 1 593 россиян проведен
Левада-Центром 19–22 ноября 2010 года в 127 населенных пунктах 44 регионов страны.
Московская милиция оплошала
Евгений Скурлатов,
председатель федерации футбола Барнаула:
Как же нам не обсуждать эту тему? Очень жаль, что сегодня спортивные места превращаются в места побоищ. К счастью, у нас в Барнауле фанаты вменяемые. Сибиряки более суровые и взвешенные. Хотя стычки бывают и у нас.
Там же стычка превратилась из хулиганской в националистическую. Всегда найдутся люди, которые захотят в узкую проблематику конфликта добавить тему политическую, национальную. И когда это запускается в толпу – страшно.
На мой взгляд, взгляд бывшего начальника угрозыска, московская милиция повела себя непрофессионально. Надо было задержать и тех, и других зачинщиков драки, с которой все началось. И поработать по хулиганству. Но их отпустили, и началось наслоение конфликта. Все стало обрастать шовинистическими лозунгами.
В пору моей деятельности в угрозыске у нас был подобный конфликт. Однажды в ресторане "Барнаул" столкнулись группировки преступников и выходцев с Кавказа. Сначала началась элементарная драка, кто-то кого-то порезал. Потом группировки собирались, пытались устроить самосуд, были массовые выступления. Тогда было немного проще. Главных представителей тех и других собрали в УВД. Была встреча с руководством УВД на уровне края, и лидеров обеих группировок предупредили о персональной ответственности за дальнейшие события. Продекларировали, что все будет сниматься на пленку, если случатся драки и выступления. Ведь толпа чем еще страшна: там больше чувства безнаказанности, потому что можно сделать что-то исподтишка.
И конфликт после этого загасился. Может быть, нынешним правоохранителям стоит изучить богатый опыт советской милиции? Там целые предметы были по выявлению, пресечению, профилактике.
Национализм – он сейчас везде есть в нашей стране. Пожалуйста, последний пример, когда у нас избили корейских студентов. В разных местах страны что-то вспыхивает, теперь вот свежий пример. А шовинистические настроения – это же развал государственности.
Неприятно по всем параметрам
Артем Лоскутов,
художник, один из организаторов ежегодных шествий "Монстрация" в Новосибирске:
Конечно, нам есть до этого дело, потому что события на Манежной – это демонстрация непонятного отношения милиции к таким вещам. У нас есть пример митингов на Триумфальной площади, когда омоновцы бабулек задерживают. А здесь – центр страны, в которой исторически сложилось враждебное отношение к фашистской символике, рядом могила Неизвестного солдата – и тысячи людей стоят и кидают зиги. А ОМОН не реагирует. Это знак: да, ребята, собирайтесь дальше.
В Новосибирске собиралось сто человек*, поставили свечки, и это не переросло ни в какие беспорядки. У нас, если вы слышали, самое последнее событие из этой сферы: по студентам НГУ-шным стреляли из травматики, когда они пришли смотреть антифашистский фильм. На моей памяти это один из первых громких случаев, когда дошло до стрельбы, но вообще все стычки – на уровне столкновения субкультур. До нападения на иностранных рабочих, до убийств пока не доходит, по сравнению с Москвой и Питером – ну, нормально. Но страна у нас все-таки одна, и вся политика идет к нам из Москвы.
И сформулировать отношение к этому непросто: с одной стороны, собрались неприятные люди в таком количестве, с другой – власть демонстрирует очень непонятное отношение к этому, с третьей – к другим собраниям отношение власти как раз очень понятно.
В совокупности все это выглядит неприятно. По всем параметрам.
*11 декабря в Новосибирске прошла акция памяти Егора Свиридова.
Недоверие к власти
Евгений Берсенев,
руководитель общественной организации "Гражданская инициатива – Алтай":
Фанатские беспорядки в Москве – прямое следствие недоверия к власти со стороны активной части общества, в частности молодежи. Даже если предположить, что беспорядки на Манежной были спровоцированы, то большинство ребят пришли протестовать по причине того, что не верят в возможности, а главное – намерение властей и силовиков разобраться в убийстве (которое и стало поводом) и наказать виновных.
На Алтае фанатское сообщество не такое буйное, как в столице. Но и у наших болельщиков хватало проблем с милицией. Кроме того, отношение к милиции у нас также, мягко говоря, не слишком позитивное. Обсуждать этот вопрос надо именно в этом контексте. Понятно, что в столице свои страсти, но уроки из случившегося обязаны извлечь и наша власть, и наша милиция.
Не секрет, что силовые структуры нередко использовали фанатские группировки для выполнения так называемых "деликатных поручений" – налетов на оппозиционных политиков и журналистов (можно вспомнить, что в избиении Олега Кашина подозревают некоторых фанатов), а также в качестве "рычага давления" на тех же кавказских предпринимателей. И вот сейчас эти два "инструмента" силовиков вошли в клинч. И силовикам, и стоящим за ними чиновникам стало не по себе. Если делать ставку на стравливания и провокации, а не на реальное решение проблем – это ни к чему хорошему не приведет.
Опрос: вас волнуют события на Манежной?
Юрий Зырянов:
Думаю, что есть более цивилизованные формы выражения протеста. Поведение московских и питерских фанатов – это поведение разбойников.
Валентина Чаплыгина:
Нельзя сказать, что я совсем равнодушна. Интересны помыслы этой толпы. Зачем они это все делают? Так нельзя!
Татьяна Бекетова:
На мой взгляд, после погромов толпы должен последовать ответ властей. На это безобразие должно отреагировать руководство двух столиц и страны, чтобы другим неповадно было.
Юлия Ракитина:
Нужно держать под контролем столь непредсказуемую толпу. Наверное, милиции стоит вести себя более активно.
Сергей Иванов:
Может быть, я и высказал бы свое мнение по этому поводу, но, если честно, я ничего об этом не слышал.
Самое важное - в нашем Telegram-канале