20 лет назад предпринимательница из Республики Алтай Ирина Прожикина одной из первых начала продавать приезжим сувениры. Она стояла рядом с источником Аржан-Суу, и в качестве поставщиков у нее были только предприятие "Турочакская береста" и резчик из Чемала. Со временем Прожикина открыла семь магазинов "Мастера Алтая". Она рассказывает, что сувенирный рынок рос пропорционально турпотоку: прилавки дошли до Семинского перевала и Чике-Тамана лишь пару лет назад.
С годами ассортимент сувениров вырос во много раз, но группы востребованных товаров мало изменились. Постоянство диктует потребитель: на Алтае он хочет найти вещи с этническими мотивами, которые напоминают о тюркской культуре первых жителей Сибири. А также все с приставкой "эко". "Я уверен: если бы я продавал глазурованные, а не вощеные изделия, они бы продавались хуже", — отмечает гончар Евгений Покидаев из Белокурихи, который создает водонепроницаемое покрытие для своей посуды только при помощи молока и воска.
Как рассказали altapress.ru разные продавцы, в последние годы стали особенно популярны всевозможные обереги. Тут уже не разбирают, тюркские или нет, берут и славянские.
Ирина Прожикина,
предпринимательница:
Наиболее востребованы магниты и обереги. И, насколько я могу судить по своему отделу в аэропорту Горно-Алтайска, москвичи помешаны на здоровье, потому охотно берут разную оздоровительную продукцию. Большой популярностью пользуются ловцы снов, которые продают как алтайский оберег. Хотя, вообще-то, это элемент культуры Латинской Америки.
И этнические мотивы, и обереги для алтайских туристов в последние 10 лет охотно подделывают китайцы. Сегодня продукция из Поднебесной занимает 50% и более на алтайских сувенирных рынках. Все "натуральное" и "эко" от китайских умельцев — из синтетических материалов и закупается на российских барахолках. Но туристы берут, и количество сувенирных лавок растет. Открывать такие на Алтай едут даже из Новосибирска: арендуют землю рядом с достопримечательностью, закупают китайский товар и торгуют.
У Ирины Прожикиной ассортимент только российский. К сегодняшнему дню она продала почти все свои точки. У нее остались оптовый склад, интернет-магазин и две точки в аэропорту Горно-Алтайска. Причины — падение выручки в два раза из-за кризиса и возросшая конкуренция.
Макаревич не разберет
Ни в Алтайском крае, ни в Республике Алтай нет технических возможностей для крупного производства сувенирной продукции. Даже создание небольшой мастерской требует много времени и вложений. А торговля если не проще, то выгоднее. Владелец сети сувенирных магазинов на Телецком озере Александр Пономарев приводит в пример себя. Он из семьи резчиков по кедру, но вскоре ушел в торговлю, так как доходов от работы в качестве производителя его собственной семье не хватало.
Поэтому то, что не синтетика из Китая, часто и не алтайская продукция.
Ирина Прожикина,
предпринимательница:
Сейчас мы и не смотрим на бересту из Турочака, потому что томская лучше. Наша горная береза годится только на картины, она не эластичная и с наростами. Томская береста годится на посуду, и технологическая база там лучше.
Основную массу носков, варежек, других изделий из войлока и кожи везут из Монголии. Продукция из можжевельника — крымская. На Алтае есть хорошие керамисты, но глину они берут тоже не здесь: заказывают в Центральной России и за рубежом. Авторы украшений в традиционных стилях также почти не используют алтайские материалы.
Однако в случае с изделиями ручной работы турист по крайней мере может быть уверен, что это вещь алтайского мастера, и она — из натуральных материалов. А вот в россыпях украшений из "натуральных поделочных камней" (или "самоцветов") немало откровенных подделок. Половина из них не только не алтайские, но и вообще не камни.
Сергей Бергер,
директор барнаульского музея "Мир камня":
На прилавках почти не представлен алтайский камень, так как он очень прочный: обработать его можно только алмазным инструментом. На рынке мы имеем турецкие ониксы, уральские змеевики и т. д., а также подделки под камни — пластик, полимеры, смолы, стекло. Из пяти китайских камней два или три — это стекло. Так что не меньше половины таких изделий в продаже на сувенирных рынках Алтая — подделка. Такого количества, в каком их продают, просто нет в природе.
Наталья Куранакова,
мастер-камнерез из Горно-Алтайска:
Наш регион богат яшмами, порфирами и брекчиями. Еще есть кварциты. Другие камни есть, но их мало и они плохого качества. На рынках продается все вперемешку. Есть камни синтетические (пластмассовые), есть искусственно выращенные. Чаще всего подделывают бирюзу, потому что она пользуется спросом, коралл, лунный камень, авантюрин. Вместо них продают пластик, стекло и другие материалы. Лунный камень, в частности, не бывает таким прозрачным, как мы его привыкли видеть на прилавках. В нем всегда есть прожилки или вкрапления. Имитация камней развивается в Иране, Таиланде, Индии, Афганистане — там, где выгодно энергоемкое производство с дешевым трудом. То, чем сегодня завалены наши рынки, — оттуда. Настоящих минералов там около 20–30%.
Мастерам и продавцам нечем обнадежить покупателя: неопытный человек не определит подделку. Да и немногие пытаются.
Ирина Прожикина,
предпринимательница:
Много лет назад, когда китайского на рынке было мало, на Алтай на фестиваль бардовской песни приезжал Макаревич. И что, вы думаете, он купил? Китайские металлические колокольчики, которые над дверью вешают.
Хэндмейд и фанерные иконы
Как отмечает владелица одной из сувенирных лавок в Белокурихе, самым аутентичным на алтайском сувенирном рынке является деревянный ассортимент, его подделывают реже. Вещи из алтайского кедра — сувениры, сделанные не только руками алтайских жителей, но и из местного сырья. Тут тоже есть опасность наткнуться на прессованное дерево вторичной переработки из Китая. Но только в низком ценовом сегменте: ручная резьба по дереву стоит дорого.
Владимир Мирошниченко,
резчик по дереву с 25-летним стажем из села Алтайского:
Раньше на мою цену накидывали примерно 20%, теперь 100% и больше. Как-то мне на ремонт отправили мою шкатулку, а ценник убрать забыли. Я получил за нее 500 рублей, а на ценнике стояло 2,5 тыс. рублей. Но я не против, потому что деньги мне отдают сразу, а не после продажи. Сам продавать я не стану — тогда будет некогда работать.
На руки Мирошниченко получает по 500 рублей за тарелку, около 5 тыс. рублей и больше — за скульптуру. В рознице, соответственно, цена увеличивается. Но трудностей в реализации нет — продавцы сами выходят на мастера, и многим ему уже приходится отказывать. Схожая ситуация и в керамике: качественная ручная работа в цене у туристов. По словам Евгения Покидаева, он в своей лавке не успевает заполнять дорогостоящие позиции (каждая занимает по нескольку дней работы). Александр Пономарев также подтверждает, что на фоне общего падения уровня продаж продукция сегмента "премиум" в его магазинах продается в прежних объемах.
Аутентичные алтайские сувениры пользуются спросом не только на родине. Например, украшения Натальи Куранаковой из поделочных камней, кожи и меха продаются и в Шерегеше, Красноярске, Новом Уренгое, Салехарде и других городах Сибири и Севера.
Но опытных мастеров на рынке остается все меньше. Многие уходят из жизни, а смены нет. Молодое поколение редко готово тратить годы кропотливого труда, прежде чем получит дивиденды. Воплощение этого тренда — бум лазерных станков для резьбы по дереву. В последние несколько лет они появились во всех популярных районах края и Республики.
"Мы работаем с 2010 года. Вначале у нас был один станок, теперь — четыре. Изображение формируется на компьютере, можно задать разные тона линии и форму гравировки, — рассказала совладелица предприятия по лазерной резьбе в Артыбаше. — Мы отправляем продукцию и в другие регионы. Работаем только на алтайском кедре, а некоторые конкуренты уже перешли на фанеру. Я видела, например, икону, сделанную в технике лазерной гравировки из фанеры под карельскую березу. Тут берут не качеством, а ценой: изображения получаются нечеткие и не подробные, просто контуры. Но наш магнит стоит 45 рублей, а у них рублей 20–30".
Съедобные подлинники
Другой вид подарков, среди которых проще найти что-то алтайское, — съедобные сувениры. Вице-президент Алтайской региональной ассоциации туризма Наталья Гордеева рекомендует туристам в первую очередь увозить домой именно алтайский мед, пантовую продукцию и чай. Из этого списка наибольшее доверие должен внушать чай: подделать его просто нельзя.
"Китайцам до нашей отрасли не добраться: у них нет таких трав, как у нас, — на условиях анонимности поясняет директор майминского производства по переработке алтайских трав и плодов. — Все происходит наоборот — это китайцы на моей памяти несколько раз закупали наше алтайское сырье для использования на своем, китайском рынке".
Он уточняет, что в последние годы в его сфере появилось много кустарных производств. Жители сел в Чемале, Манжероке стали заготавливать и фасовать травы сами, а после и торговать у дорог. Загвоздка тут в том, что это непрофессионалы, которые не знают о правильных сочетаниях разных ингредиентов, а также о правилах сушки. Однако травы точно будут алтайскими. При этом во всех популярных туристических местах нетрудно найти и продукт от крупных производителей. Среди них компании "Растения Горного Алтая", "Фито-пам", "Нарине" и другие.
Что касается меда, то тут фальсификата хватает. По словам участников отрасли, попытки развивать региональные бренды ("Алтай — все настоящее", "Алтайский мед" и др.) пока не спасают ситуацию. Эксперты утверждают, что степной мед по-прежнему часто выдают за высокогорный (который дороже в два раза), а разбавленный продукт с Дальнего Востока — за чистый алтайский. Однако обмана можно избежать, изучив документы на продукт и точный адрес производства.
По словам Натальи Гордеевой, в целом сувенирный рынок Алтая развивается стихийно и подчиняется только законам экономики, как и в любой "туристической Мекке". С ростом турпотока лавочек становится все больше, а уникальной продукции в них — меньше. В кризис растет популярность дешевого, и продавцы идут на все, чтобы снизить цены.
Администрации регионов никак не могут повлиять на эти процессы. Поэтому нет никаких официальных данных ни об объеме, ни о содержании этого рынка. Так что при покупке туристу остается полагаться в основном на собственную голову.
Справка
Примеры цен*
Магнит из кедра (лазерная гравировка) — 45–50 рублей
Керамическая окарина ручной работы — 300 рублей
Набор керамических крынок ручной работы — 5 тыс. рублей
Украшение ручной работы — 400–2,5 тыс. рублей
100 г травяного чая — 100–300 рублей
*могут разниться в зависимости от места покупки.
Факт
Наибольший спрос в алтайских сувенирных магазинах — на вещи ценой до 300 рублей.
Советы от мастеров и продавцов: как купить настоящее
— Поделочный камень, который реже всего подделывают, - яшма, так как на Алтае ее много и она недорогая. Также камень, скорее всего, настоящий, если использован в сочетании с драгоценным металлом. Подвеска на веревочке на базаре должна внушить подозрение.
— Фанерное изделие, в отличие от настоящего кедрового, - тяжелое и слоистое. Обычно сопровождается нечетким рисунком. Изделия из дерева – легкие, с четкими изображениями.
— Некачественный мед чаще всего продают в формате уличной торговли: на ярмарках и рынках. Лучше покупать его в специализированных магазинах и на пасеках. При покупке - обязательно спрашивать сертификаты на продукцию и точный адрес производства.
— Продукцию из шерсти, которую вяжут местные бабушки, можно найти в Сростках, в районе Манжерока и ряде других мест (в основном сельских). Однако чаще такая продукция – импорт из Монголии.
Самое важное - в нашем Telegram-канале