Шикарное место
Переезд был нужен, потому что на прежнем месте стало тесно: актерские группы на репетициях мешали друг другу и негде было хранить реквизит. Теперь «Крепостной театр» располагается в шикарном полуподвале площадью 350 кв метров на улице Кирова, 51-а, там, где раньше был бар «Лентяй», стриптиз-клуб «Масон» и мужское заведение с сомнительной репутацией «Барсук».
«Мы посмотрели около 15 площадок и в итоге нашли это место. Ремонт закончили в 20-х числах марта, и успели перевезти все вещи точно в тот день, когда началась самоизоляция, - говорит Савин. – Но это даже на руку было. Мы хотели открыться уже в апреле, но это было бы впопыхах, а так у нас было время доделать все мелочи».
В помещении пришлось переделать и перекрасить почти все. Теперь в театре есть отдельные комнаты под музыкальную и детскую студии, танцевальный класс, гримерку и костюмерную. И, что главное, большой зрительный зал с «фантастической», по выражению Савина, акустикой и 126 полноценными местами вместо самодельных ярусов.
Не обошлось без казусов. Когда поставили дверь в музыкальную студию, оказалось, что через нее невозможно втащить фортепьяно. Так что пришлось вырезать вход и разломать стену. Теперь театр продает отличную межкомнатную дверь.
Сцена глубиной 6 метров и длинной 15 метров позволяет ставить как большие спектакли, так и проводить музыкальные вечера, КВН, Stand-Up и прочее.
Александр Савин говорит, что уже есть договоренности с барнаульскими артистами в разных жанрах на предстоящий сезон. Пока «Крепостной театр» ждет, когда наладится эпидемическая обстановка, актеры не теряют времени даром и работают онлайн.
Театр онлайн
«Мы нашли интересные ходы в этом жанре онлайн-театра, - говорит Савин. – Меня вдохновил сериал Александра Молочникова «Беезумие». Он как раз о том, как актеры вынуждены репетировать спектакль каждый сидя у себя дома».
Началось все небольшого тренинга, где на экране компьютера было три «окна» - режиссер, Раскольников и Старуха-процентщица. Актер дома обустраивает себе «сцену» с декорациями и входит в образ героя. То же делает актриса. Зритель видит параллельно две локации.
В конце герой убивает старуху топором через «окно» на мониторе. Для этого пришлось использовать анимационные техники и монтажные трюки, которые отлично дополнили живую актерскую игру. «У нас там даже кровища была, все как у Тарантино прям», - смеется худрук.
Процентщицу сыграла Ольга Лихачева, участница проекта «Большая сцена». Савин называет ее «народным самородком». А роль Раскольникова исполнил барнаульский поэт Никита Лукин.
Потом в «Крепостной театр» набирали актеров для конкретных постановок. Горожане, которые на самоизоляции уже «в десятый раз убрались в квартире, собрали все пазлы, перечитали книги и состав хлопьев», активно включились в процесс. Для репетиций практически не нужно было вставать с дивана.
За время карантина «Крепостной театр» сделал пять онлайн-спектаклей: «Декамерон»; постановка по биографии Лили Брик; «Осторожно, женщины» по современной пьесе Андрея Курейчика; «Глазами клоуна», который два года назад ставил актер Алексей Хорьков на «Спичке»; «Беда от нежного сердца», которым занимался артист музыкального театра Арсен Митичашвили.
По сути это полноценные фильмы, только в «ковидном» экспериментальном формате. Актеры и режиссеры, занимаясь онлайн-постановками, сразу думали, как бы все действо смотрелось на живой сцене, так что все спектакли будут «перенесены» в оффлайн сразу после того, как театру разрешат открыться. Конечно, в другом, адаптированном, варианте.
Также «Крепостной театр» начал производство детского спектакля «Золотой цыпленок», который будут показывать утром по воскресеньям.
Профессионалы и любители
Александр Савин признается, что давно мечтал совместить любительский и профессиональный театр на одной сцене, и, по его выражению, эта идея работает отлично. Среди актеров «Крепостного» есть профессионалы из государственных театров края, а есть психологи, художники, бизнесмены, социологи – люди самых разных специальностей. В спектаклях, которые сейчас готовятся, заняты около 30 человек.
Для любителей это возможность прикоснуться к профессиональному театру, а для профессионалов – убедиться, что любители выглядят ничуть не хуже.
«Меня будоражит тема тщеславия профессиональных артистов, - рассказывает Савин. – Даже в нашем маленьком городке у людей почему-то нимб вырастает. Вот прям звезды. Ах, я занимаюсь творчеством! Не хочется говорить банальностями, но вот это «люби искусство в себе, а не себя в искусстве» все-таки должно работать. А у многих не получается».
Александр Савин считает, что если на сцене люди разговаривают о каких-то важных вещах, и это «попадает» в зрителя, то ему не важно, артист по образованию перед ним или нет. Худрук «Крепостного» напомнил, что многие звезды светского кино – Фаина Раневская, Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Пельтцер – не имели актерских «корочек» и занимались лишь в театральных студиях.
Люди, которые работают в «Крепостном театре» уже три года, ни в чем не уступают профессионалам. Присоединиться к труппе по-прежнему может любой желающий и в любое время.
Савин уверен, что абсолютно из любого человека можно сделать артиста, просто с кем-то придется поработать больше.
Что будет на открытии
"Когда мы услышали, что в Москве с 1 августа открывают театры, подумали: "Оп-па! Вот оно наконец-то!", - отмечает Александр Савин. - Но не тут-то было. Это только для Москвы. Сказали, что самое раннее для нас время открытия - только сентябрь".
Пока артисты "Крепостного" ждут "стартового выстрела", уже готовится сценарий официального открытия. Планируется, что все, кто когда-либо был заняты в спектаклях театра совершат шествие от пл. Октября до ул. Кирова.
Александр Савин обещает, что на сцене покажут, что такое «Крепостной театр», установят веселые фотозоны и будет много музыки. Театр подумал и о жителях близлежащих домов, которые уже натерпелись неудобств от предыдущих заведений: для них планируют выделить отдельные пригласительные.
Самое важное - в нашем Telegram-канале