Жизнь

Раввин барнаульский. Исроэль Каменецкий о богатстве, традициях и о том, как евреи на Алтае поддерживают друг друга

В конце ноября в краевом центре открылся еврейский общинный центр с синагогой. Исроэль Каменецкий, раввин Барнаула, надеется, что теперь у евреев на Алтае будет больше возможностей узнать свою культуру, религию, наконец, просто помогать друг другу. О том, как живет национальная община, раввин Исроэль рассказал в интервью "СК".

"В администрации нас поддержали"

- Официально в Барнауле примерно тысяча евреев, в крае - две тысячи. Но многие к нам приходят и говорят, что у них нет документов, но есть документы дедушки, бабушки, и они знают, что евреи. Так что официальные цифры можно умножить на три и получить более-менее реальное представление. Для нас важно и то, сколько в общине активных членов - сейчас их около 600. Еврейские общины есть также в Бийске, Рубцовске, но они небольшие.

Цель, ради которой мы с женой приехали в Барнаул, - чтобы евреи, которые живут в Алтайском крае, знали свои традиции, культуру, могли получить духовную и материальную поддержку. Ведь что такое община? Это когда один человек помогает другому.

- К вам могут прийти евреи, которые исповедуют другую религию?

- Это не возбраняется, в другую религию я не вмешиваюсь. Официально до 29 ноября в Барнауле не было синагоги, а человек ведь нуждается в духовном. И если в городе нет синагоги, он пойдет в другой храм, и ему там окажут помощь.

- В декабре в честь еврейского праздника Хануки в центре Барнаула была установлена менора (восьмисвечник. - Прим. авт.). Вам сложно было это организовать?

- Это было, я не побоюсь сказать, чудо. Накануне мы советовались с общиной, и многие даже не знали, как это преподнести. Когда же я пришел в администрацию и рассказал о празднике, нам оказали поддержку - я даже не ожидал этого и очень благодарен за помощь.

"Вы, евреи, богатые…"

- Вам приходится сталкиваться с проявлениями ксенофобии?

- Когда я в первый раз приехал в Барнаул, понял, что люди здесь теплые, спокойные, добрые, очень хорошо встречают, причем не только евреи. Однажды я шел по улице, ко мне подошел человек и говорит: я вас знаю, вы раввин… Приятно, что в последнее время в России все колоссально поменялось, на первом месте стоит человек. Я могу сказать, что в Барнауле нет никаких намеков на то, что одни люди относятся плохо к другим. Напротив, есть понимание и желание помочь.

- Как вы реагируете, когда говорят, например, о теории всемирного еврейского заговора?

- Первая реакция: искать проблемы нужно в себе, и если мы видим их в других, значит, они есть и в нас. Еврейские общины закрытые и немногочисленные, какой заговор может быть? Есть помощь друг другу, и другие тоже должны брать с нас пример. Сейчас мы стараемся сделать так, чтобы у людей не складывались мнения, которые не имеют никакого отношения к еврейской религии. С нашей стороны это не борьба против кого-то, а борьба с тем, чтобы пресекать неправильные представления, которые ведут к тому, что люди без причины ненавидят других людей.

- Какие стереотипы относительно еврейских общин самые распространенные?

- Часто говорят: вы, евреи, все богатые… Как-то раз я хотел купить воды в вагоне-ресторане. Мне сказали цену, а потом спрашивают: "Вы кто по национальности?" Я говорю: "Еврей". - "Тогда две цены…"

Самое главное богатство - семья и дети. Человек, который приумножает свое имущество, вынужден постоянно за ним следить, ходатайствовать, он все время начеку, раздраженный. Это не богатство. Богатство - это когда у человека что-то есть и ему этого достаточно. Я за то, чтобы было много детей, и своим примером мы показываем, что семья - самое дорогое. К сожалению, сейчас чаще говорят о том, что кто-то умер, а не родился.

Откроют школу и детский сад

- Как вам удается соблюдать национальные и религиозные традиции на Алтае - например, придерживаться принципов кошерного питания*?

- Это нелегко, конечно. В России есть департамент кашрута*, и он проверяет, где и как производят ту или иную продукцию, есть сайт, где написано, продукты каких производителей являются кошерными. Поэтому сейчас мы можем просто прийти в магазин со списком и выбрать необходимое. Когда в Барнауле будет много людей, придерживающихся законов кашрута, мы будем думать о том, чтобы открыть специальный магазин. Сейчас, например, моя жена печет хлеб дома, иногда заказываем его в Новосибирске.

- А как быть с другими обрядами?

- Многие вещи нам трудно сделать. Однако наша община входит в Федерацию еврейских общин России, которая оказывает нам финансовую и материальную помощь, в том числе и в проведении обрядов. Пока мы не имеем возможности самостоятельно провести свадьбу или похороны по всем канонам - для этого нужны и еще один раввин, и атрибуты, а некоторые из них стоят очень дорого. Со временем все это у нас, конечно, будет. Мы планируем открывать детский сад, школы, курсы - все это направлено на то, чтобы евреи оставались в России.

- Вы учились в Израиле два года. Что бы вы сейчас могли сказать евреям, которые хотят туда уехать?

- Страна Израиль - святое место. Человек, который едет туда, должен знать, что там нельзя жить так, как ты жил раньше. Зачем тогда уезжать и что-либо менять? Это большая ответственность - жить в стране Израиль: на святой земле и вести себя нужно достойным образом.

- У вас лично не было желания остаться в Израиле?

- У каждого есть желание жить в святом месте, но я ученик седьмого Любавического Ребе Менахема Мендела Шнеерсона, а он говорил так: если ты сидишь дома и видишь в окно, что на улице упал прохожий и сломал ногу, у тебя есть два пути. Ты можешь отвернуться и заниматься своими делами, потому что тебе хорошо дома, или побежать на помощь. Пока в России есть люди, которые не знают, что такое иудаизм, и неправильно истолковывают его, мне нужно быть здесь.

Меня спрашивают, надолго ли я здесь. Есть одна ценность в жизни - быть человеком, который полезен людям, поэтому никакого срока у нас нет. Мы жители Барнаула и никуда уезжать не собираемся

* Кошерная пища - еда, отвечающая требованиям кашрута— еврейских законов обупотреблении пищи ("кашрут" означает пригодность к употреблению впищу). Принципы кашрута заключаются в том, что есть можно только мясо тех четвероногих животных, которые являются жвачными иимеют раздвоенные копыта. Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб запрещены, как илюбое блюдо, вкоторое впроцессе приготовления попала некошерная пища. Используемые впищу животные должны быть забиты специальным кошерным способом. Для удаления крови мясо вымачивается, солится и промывается водой. Мясо имясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами, недозволяется готовить мясо впосуде из-под молочных продуктов и т.д. (энциклопедия "Кругосвет").

День Исроэля Каменецкого

- Некоторые говорят, почему вы молитесь целый день? Это хорошо, так и должно быть! Молитва влияет на то, что человек делает в течение всего дня, и если он молится, то уже не будет обманывать, воровать, делать то, что неугодно Всевышнему.

Утром я прихожу в синагогу помолиться, затем начинается работа. График складывается накануне - встречи, срочные дела, иногда и ночами приходится работать.

Для того чтобы учить других, надо и самому учиться. Читаю в течение дня и Тору, и Талмуд, и газеты - нужно знать, что происходит вокруг. Днем провожу занятия с людьми старшего поколения, позже приходят заниматься люди, которые работают.

Вечером уделяю время семье. Каждому ребенку нужно уделять не менее одного часа в день. Если родитель в командировке, то есть не может физически находиться рядом с ребенком, то он должен хотя бы подумать о его воспитании, о своей семье.

Чем занимается еврейский общинный центр

Еврейский общинный центр занимается благотворительными, образовательными программами, здесь работают воскресная школа, клубы для женщин, молодежи, пожилых людей. Есть столовая, синагога, и скоро откроется библиотека - в ней будут книги на русском языке, иврите и идише. По праздникам проводятся концерты - на последний из них собралось около 300 человек.

Еврейский общинный центр находится по адресу: ул. Союза Республик, 46, тел. 61-80-86.

Справка "СК"

Исроэль Каменецкий родился в Пятигорске. В Кисловодске окончил школу, затем институт в Ростове. После этого пошел учиться в йешиву. Отучился год в Москве и уехал в Израиль на два года. На раввина учился в Америке, сдал там экзамены. После учебы жил в Хабаровске. Прошлой осенью главный раввин России предложил Исроэлю Каменецкому переехать в Барнаул. Официально вступил в должность раввина Алтайского края в марте 2007 года. Приехал сюда с двумя детьми, и в Барнауле у него родилась еще одна дочь.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость