Очередной несчастный случай произошел в конце июня этого года. 16-летний подросток катался вместе с другом на одном электросамокате, но не справился с управлением и упал на асфальт. Сверху пострадавшего придавил друг и самокат. В результате падения у юноши оказалась разорвана селезенка, ему пришлось делать срочную операцию по удалению поврежденного органа.
И это лишь одно происшествие из многих подобных. По данным Управления ГАИ по Алтайскому краю, в этом году в Барнауле произошло 47 ДТП, в которых пострадали 48 человек, в том числе 11 несовершеннолетних. Это почти в три раза больше, чем за весь 2023 год. Тогда было зафиксировано 16 ДТП, в которых пострадали 17 человек, из них пять несовершеннолетних.
В связи с этим общественники провели мониторинг, в том числе обсудили возможные меры с представителями сервиса по аренде самокатов, ГАИ, городскими властями и самими подростками.
«Выслушав все стороны, мы пришли к выводу, что нужна поэтапная и совместная работа. Со своей стороны мы готовы поддержать информационную кампанию, направленную на сокращение аварийности с участием самокатов и других средств индивидуальной мобильности», — рассказала координатор Молодежного крыла Народного фронта в Алтайском крае Александра Ведяшкина.
Не должны, но катаются
При разговоре с представителями сервисов по аренде самокатов, выяснилось, что, согласно правилам, их услугами могут пользоваться только совершеннолетние граждане. Но в действительности именно дети чаще всего катаются на СИМ.
Оказалось, что «пошерить» самокат может любой желающий. В этом волонтеры убедились сами. Они попросили своих несовершеннолетних друзей оформить поездку, и у каждого это получилось без труда.
Владельцы проката уверены, что эту проблему надо решать общими усилиями: бизнеса и власти. Исполнительный директор одного из прокатных сервисов Роман Ракитин предложил регистрировать пользователей проката через Госуслуги, чтобы можно было проконтролировать их возраст. При этом собеседник добавил, что портал государственный, и чтобы присоединиться к нему, потребуется много времени — не полгода и даже не год.
«Нас ситуация беспокоит не меньше, - говорит Роман Ракитин. - Несовершеннолетние пользователи чаще нарушают правила, скрываются с места происшествия, и, например, ломают самокаты. Мы однозначно против того, чтобы дети и подростки пользовались нашим сервисом. Уверен, в данном случае ответственность лежит и на родителях».
Сейчас компания предпринимателя блокирует аккаунты тех несовершеннолетних, которые арендуют самокаты через свои сим-карты - через них можно посмотреть возраст водителя. Всех остальных нарушителей компания может только штрафовать в ходе рейдов и при фиксировании нарушений. «Такие выезды мы проводим каждые 2-3 недели», — рассказал собеседник.
Не проехать, не пройти
Второй проблемный момент — это места для проезда на самокатах. Многие водители СИМ катаются на пешеходных зонах и тротуарах, из-за чего нередко сталкиваются с пешеходами.
Роман Ракитин заявил, что с администрацией города у его компании подписан договор, в котором прописаны разрешенные для проезда самокатов места.
Также комитет по дорожному хозяйству и транспорту Барнаула договорился с руководителями прокатных сервисов, чтобы наконец выделить места под парковку СИМ. Их обозначат специальной разметкой.
«У нас в городе такая тенденция – много ДТП с участием самокатов на пешеходных зонах, — сообщает председатель комитета Валерий Ведяшкин. — Мы договорились с ГИБДД и владельцами шеринговых сервисов, чтобы на наиболее аварийных участках повесить таблички, где укажем на необходимость идти пешком. Также вместе с ГИБДД c началом учебного года планируем уроки для школьников. Будем рассказывать о всех проблемных моментах, связанных с управлением самокатом и напоминать правила дорожного движения».
Дополнительно администрация города ограничила скоростной режим для СИМ до 15 км в час на самых оживленных участках города: улицах Мало-Тобольской, Малахова, на проспекте Ленина, Ленинградской аллее и на Набережной реки Оби.
А на некоторых оживленных местах — например, на отдельных участках на улице Мало-Тобольской — движение на СИМ запретили вовсе.
Блок на всю жизнь
ГИБДД и компании по прокатам СИМ сейчас работают над пилотным проектом по блокировке аккаунтов пользователей за нарушения правил дорожного движения.
Автоинспекторы должны выявлять нарушителей и передавать данные сервисам, после этого владельцы проката будут выносить предупреждение, а при повторном нарушении — блокировать аккаунт пользователя пожизненно.
«Если же правила движения нарушает несовершеннолетний – аккаунт блокируется моментально. Также сейчас решается вопрос об установке на самокаты и другие СИМ датчиков для ограничения поездок вдвоем», — рассказала инспектор отделения пропаганды Управления ГАИ по Алтайскому краю Анна Шушакова.
Самое важное - в нашем Telegram-канале