Собственное производство мандаринов в России носит символический характер ввиду климатических особенностей страны. Ежегодный спрос, составляющий порядка 1 млн тонн, реализуется импортом.
Глобальная диверсификация поставок
Карта импорта мандаринов в РФ охватывает более 20 стран в 2025 году. Безусловный лидер по поставкам — Турция, с оценочным объемом поставок около 300 тыс. тонн за год. Турецкий экспорт интересен не только объемами, но и уникальным географическим брендингом («измирские», «таширские»), формирующим у потребителя распознаваемые ориентиры качества. Кроме того, Турция — основной поставщик крупноплодных мандаринов разновидности надоркотт.
Второй эшелон формируют Египет и Китай (примерно по 100 тыс. тонн каждый). Египет делает ставку на популярные гибриды — клементин, сатсума, муркотт. Китай, в свою очередь, экспортирует узнаваемые мини-мандарины и плоды с зелеными листочками, делая ставку на визуальную привлекательность и удобство потребления.
Важную роль на рынке цитрусовых играет ЮАР, нарастившая поставки до 100 тыс. тонн. Южная Африка удовлетворяет спрос в период с марта по ноябрь, когда ключевые «новогодние» поставщики неактивны. Поставки из Аргентины и Чили — около 10 тыс. тонн — также работают на заполнение рынка в межсезонье.
Марокко, как один из старейших партнеров (поставки с 1960-х годов XX века), также обеспечивает стабильные объемы клементинов и гибридов. Абхазия и Грузия (30-50 тыс. тонн) в свою очередь позиционируются как источники наиболее «локальных» цитрусовых.
Сегментация цитрусового рынка
Рынок мандаринов сегментирован не только по странам, но и по времени года: Турция, Китай, Марокко доминируют в пиковый предновогодний период, тогда как ЮАР и страны Латинской Америки выступают внесезонными поставщиками, обеспечивая круглогодичное присутствие фрукта на полках, — комментирует главный отраслевой аналитик Центра отраслевой экспертизы Андрей Дальнов. — Более того, поставщики целенаправленно развивают уникальные, узнаваемые ассортиментные ниши. Это указывает на зрелость потребительского спроса в России, где покупатель выбирает уже не просто «мандарины», а конкретный сорт, ориентируясь на вкус, легкость очистки, размер и внешний вид.
Таким образом, мандарин остается не просто сезонным фруктом, а культурным феноменом, чье устойчивое присутствие на российском рынке обеспечивается сложной глобальной логистикой и растущей потребительской грамотностью.



