У проведенной кампании имелись плюсы: увеличение общей продолжительности жизни на 2,3 года, снижение мужской смертности и повышение рождаемости (на 500 тыс. младенцев в год). По оценке экспертов, даже преступность снизилась, пишет "Газета.ру". Но есть и другие показатели - они отражают неэффективность запрета.
Первые попытки
"Горбачевская" антиалкогольная кампания не была первой. Еще в 1972 году власти сократили часы торговли алкогольной продукцией и повысили цены. Тогда же они отметили необходимость расширить производство виноградных вин, чтобы уменьшить потребление водки. Но в 70-е годы идея тоже не увенчалась успехом.
Люди изготавливали "товары жидкой группы" из всего, что росло на кустах и деревьях. А вместо качественного вина покупали дешевые и быстро опьяняющие вермуты, портвейны и винные напитки.
Учитывая зарубежный и советский опыт, многие партийные деятели были резко против продолжения такой политики.
Советская статистика
В стране в 1984 году среднее потребление алкоголя на человека достигло 14,2 литра в год. По подсчетам медиков, на одного взрослого мужчину приходился минимум стакан водки в день.
В зависимости от региона статистика разнилась. Так в глубинках на человека в год приходилось около 25 литров алкоголя.
Убытки антиалкогольной компании
Значительная часть бюджета государства состояла из выручки с продаж алкогольной продукции. Повышение цен должно было возместить убытки от снижения объема хотя бы на 80%. Однако этого не произошло, пишет "Деловой Петербург".
Но вместо ожидаемых 60 миллиардов рублей в первый год кампания принесла лишь 38 миллиардов в бюджет. Да, в 1985 -1987 годы официально потребление снизилось на 49%, но эти цифры отражали лишь регистрируемые покупки.
Замена водке
Граждане скупали сахар необходимый для самогоноварения, одеколон и даже жидкость для очистки стекол. Замена водке нашлась очень быстро. Объем продаж каждого из приведенных товаров уже в первый год запрета вырос минимум на 15%.
Николай Рыжков,
бывший председатель Совета министров СССР:
В аптеках скупили все настойки на спирту, а в магазинах — лак для волос. В ход шло все, что горит, народ травился и проклинал тех, кто это устроил.
В интервью газете.ру главный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн рассказал, что именно сухой закон и его абсолютная непродуманность виноваты в том, что люди начали пить все подряд.
Евгений Брюн,
главный психиатр-нарколог Минздрава:
В ход пошли даже лекарства. Тогда же впервые был зафиксирован всплеск интереса к наркотикам.
Самое важное - в нашем Telegram-канале