Как сообщает газета "Ажуда", спустившись к озеру, моржи установили факелы с соляркой и прыгнули в воду. Горящие факелы закоптили уникальные сталактитовые образования с редким по красоте звуком, по праву названные органом. На поверхности самого большого в Сибири озера образовалась радужная пленка из солярки, по берегам его остались отбросы. "Даже страшно представить, - пишет газета, - что испытали уникальные обитатели пещеры летучие мыши-эндемики, живущие только в этой пещере".
Мы попросили "Белых медведей" прокомментировать ситуацию.
- Наш заплыв был в рамках спелеологических соревнований, - говорит Галина Лопатина, один из организаторов заплыва. - Нас курировали спелеологи Юрий Лукин и Павел Парфенюк.
Когда наш оператор задал вопрос об освещении для съемок, спелеологи сказали, что будут особые большие фонари. Но когда мы были уже в дороге, оказалось, что фонарей не взяли. Тут у кого-то и родилась идея сделать факелы. Никто из спелеологов не сделал предупреждение, что такого в пещере делать нельзя. Факелы вязали все.
Когда моржи спускались в Тут-Куш, Лукин остался на стоянке, а Парфенюку стало плохо в проходе "блины", и он тоже вернулся. Наши ребята пошли дальше под руководством студента.
Когда подошли к озеру, для съемок зажгли факелы. Они горели пятнадцать минут. С ними проплыли, потом зажгли свечки. После заплыва все потухшие факелы были затушены и сложены в транспортный мешок. Никаких отбросов на берегу ребята не оставляли. Вот о том, что нельзя оставлять мусор в пещере, они были строго предупреждены.
Когда потом возвращались, один из участников уронил в расселину мешок, где была дорогая аппаратура и наш флаг. Александр Зеленецкий договорился с бийскими спелеологами, чтобы те достали мешок. Но когда мешок был найден, руководитель спелеоклуба Горноалтайского ХИТ достал из него наш флаг и потом сфотографировал на фоне его весь мусор, который они нашли в пещере.
Спелеологи нам рассказывали, что каждый год из пещеры достают кучи мусора.
Потом в горноалтайских газетах появились статьи, где нас обвиняли во всех грехах, в том, что погубили пещеру, что "Белые медведи" спускались в святое место пьяные. Это была откровенная ложь.
Когда я их читала, мне очень хотелось написать опровержение: нельзя же так.
Потом руководитель клуба ХИТ стал требовать от нас 30 тысяч на экспедицию по очищению пещеры. Но поняв, что мы общественная организация, уехал с миром. А обливать грязью нас продолжают. Может быть, доля вины нашей есть. Но если бы нам сказали, что с факелами в пещере нельзя, никаких съемок бы не было. Это точно.
После всего того, что о нас наговорили, я уже не верю и в то, что на озере пленка солярки. Все это чрезмерно раздуто.
Я как юрист вижу, что здесь нет оснований для возбуждения судебного дела. Там же нужно делать экспертизу, но какая экспертиза через несколько месяцев.
Самое важное - в нашем Telegram-канале