Жизнь

Тамара Боткина из краевого центра термических поражений стала лучшей медсестрой

Лучшая медсестра Алтайского края Тамара Боткина выключает телевизор, когда видит там кино "про медицину". В ее профессии медицинской сестры краевого центра термических поражений все совсем не так: никаких смешных ситуаций, романов с докторами и прочих глупостей. Только тяжелая работа, непрерывная учеба, экстремальные ситуации и ощущение чуда, когда удается кого-то спасти.

Тамара Боткина, медсестра краевого центра термических поражений.
Тамара Боткина, медсестра краевого центра термических поражений.
Анна Зайкова

Бывает неприятно

– Выбор, кем быть, передо мной никогда не стоял: мне нравилась хирургия, всегда нравилось работать в экстремальных ситуациях, поэтому сразу же после диплома я пришла сюда. Я окончила медицинское училище в 1979 году, 1 ноября открылось наше отделение, и я дежурила, когда привезли первого ожогового больного. С той поры я 20 лет отработала операционной сестрой, и уже 13 лет я на должности старшей медицинской сестры отделения.

Из меня получился бы хороший доктор, но я никогда не хотела быть доктором. Амбиций таких не было, и я даже не жалею, что это так. Мне всегда нравилась моя профессия. О чем я жалею, так это о том, что высшее сестринское образование появилось в России буквально лет десять назад. Я окончила интернатуру по специальности "Управление сестрин­ской деятельностью" в прошлом году. Жаль, что время ушло, мне бы лет 15 назад это образование – еще бы можно было поработать, я и училась-то для этого.

Ожоговая травма во всем мире считается самой тяжелой из всех. У нас все ситуации сложные. Тяжелая работа, тяжелые больные, и еще у нас очень много детей – десять ожоговых коек.

Конечно, бывает неприятно, когда ТНТ показывает "Интернов".  Я посмотрела несколько серий, а потом просто не стала включать телевизор. На самом деле ничего этого у нас нет. Нет любовных отношений, разборок, пьяных санитаров, докторов, которые себя так вольно ведут. Это просто невозможно. Точно так же мне неприятны клипы, в которых показывают медсестер в коротких халатиках. Я стараюсь не смотреть. Но все равно думаю, что люди смотрят и некоторые переносят свое отношение к экранным медикам в реальность.

Бывает обидно

– У нас в отделении перевязки проводятся в стерильных условиях, как операции. Это ответственное и серьезное отношение к делу мне очень нравится.

В Алтайском крае несколько медицинских колледжей, но по специальности практически ни­кто не работает: девчонки уходят в косметологию, получают высшее образование, многие учатся  на психолога. Мне бывает обидно за нашу профессию. Работать тяжело, но если бы была достойная заработная плата, такая, чтобы можно было жить, хотя бы тысяч 20–25, все было бы по-другому.

В штатном расписании у нас 45 медицинских сестер, а работают 25. По-хорошему нам надо еще 20 медсестер. Но оклад медсестры первой категории – 3 400 рублей; у меня с высшей категорией оклад 4 700. Если работать на ставку, выжить невозможно. Но за совместительство платят 0,25 ставки, за совмещение сто процентов, плюс ночные дежурства… Еще 25% в нашем отделении,  в отличие от других, платят за вредность. Чтобы прожить, работать приходится тяжело и много, но девочки работают здесь и по 10, и по 15 лет, и даже с момента открытия отделения…

Медиком надо родиться. Можно развить в себе какие-то качества, главного не разовьешь, а главное – гуманность, сострадание, сочувствие, небрезгливость. Здесь у нас все мои коллеги наделены этими качествами. Несмотря ни на что, люди любят свою профессию, стараются и учатся соответствовать правилам сегодняшнего дня. 

20 лет назад мы не знали, что подкожная инъекция – это медицинская услуга. Сейчас каждая технология описана, имеет свой код, имеет критерии качества. Но хоть как опиши – а как сделаешь? Это уже зависит от каждой медицинской сестрички: как она  чувствует, что она знает и как она вообще относится к своей работе.

Бывает чудо

– Я не могу осуждать больных. Пусть он бомж, так называемый социальный больной – мне это неинтересно. Человеку нужно оказать помощь, вылечить его, спасти, если есть чудо на свете, – и мое отношение к нему этим исчерпывается.

Всего, что можно достичь в своей профессии, я достигла. Мне хотелось бы, конечно, преподавать в колледже сестринское дело в хирургии, потому что преподаватель, столько лет отработавший в операционной, может больше дать студентам. И было бы интересно открыть методический кабинет, разрабатывать какие-то методические указания – недавно я разработала  руководство по переливанию крови для медицинских сестер. Потому что сестра-руководитель уже не практикующая сестра, это все равно уже руководитель и наставник.

Я скрывала, что участвую в конкурсе, коллеги мои до последнего об этом не знали. Потому что я считаю: не проиграть – это одно, а выиграть – совсем другое.

Константин Волощенко,
главный врач краевого центра термических поражений:

Мы с Тамарой Георгиевной проработали вместе всю сознательную жизнь. Она сестра типичного хирургического взгляда: человек решительный, человек, который в нужный момент может отбросить эмоции и сконцентрироваться, у нее трезвый, расчетливый ум. Выносливость, быстрота реакций, хорошие руки – все это у нее присутствовало с самого начала.

Честно говоря, раньше я не понимал разговоров о высшем сестрин­ском образовании и, хотя был председателем государственной экзаменационной комиссии, отнюдь не был единомышленником тех, кто это выдумал. Сестра есть сестра – исполнитель, правая рука доктора. Но вот сейчас как раз на примере Тамары Георгиевны я увидел, насколько человек вырастает интеллектуально и профессионально. В интернатуре их пестуют такими специальностями, как психология, педагогика, готовят сестру-руководителя, менеджера, которая уже с доктором на равных, а не снизу вверх.

И я рад, что она победила в этом конкурсе. Она действительно самая достойная.

Факт

Тамара Боткина победила в конкурсе Ассоциации средних медицин­ских работников Алтайского края в номинации "Лучшая старшая медицинская сестра".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость