Показывать разные грани города – задача экскурсоводов. И заниматься этим можно по-разному. Корреспондент "СК" поговорил с тремя гидами из разных городов. Они рассказали о собственных подходах к делу и результатах.
Больше легенд и мифов
Екатерина Дулина, менеджер туристической компании "Арго", Барнаул.
Екатерина пришла в туристическую компанию "Арго" как практикант, в этом году окончила "Школу гидов" этой фирмы. Сейчас она менеджер компании, и проведение экскурсий – один из основных видов ее деятельности. Осенью прошлого года Екатерина участвовала в городском конкурсе экскурсоводов и заняла второе место в номинации "Лучшая экскурсия". В качестве своей основной аудитории она видит детей младших классов. В целом отмечает, что запрос на экскурсии по городу пока идет в основном именно со стороны местных школ. Стоимость такого похода – 180–200 рублей с человека.
Екатерина Дулина:
При разработке своих программ я в первую очередь стараюсь подобрать материал, который не был бы сухим и академичным. Такой, который бы зацепил экскурсанта, заинтересовал его. Стараюсь рассказать больше каких-то историй, связанных с теми или иными людьми, больше легенд, загадочных мифов. Это слушать гораздо интереснее, нежели то, в каком году был основан наш город (хотя это тоже нужно знать). И сама методика проведения экскурсии под определенную группу подбирается. Для детей стоит проводить какие-то игры, задавать загадки. Тем более что современных детей сложно удивить.
Проведением экскурсий я занимаюсь меньше года. Я начинающий гид, но все равно уже добилась определенных успехов в этой деятельности. Мне проще работать с детьми младших классов. Они искренние, подвижные, любознательные. Если получается добиться их внимания и заинтересованности, то их благодарности нет предела!
Группы могут быть как по два-три человека, так и по 30–40. Чаще заказывают экскурсии из барнаульских школ. Приезжают и из других городов.
Пока я только набираюсь опыта и провожу не так много экскурсий. И в основном это классические прогулки по городу: обзорный маршрут "Добро пожаловать в Барнаул!", который проходит по историческим местам нашего города – Демидовская площадь, улица Ползунова, площадь Свободы и далее. Есть тематические – "Барнаул купеческий", "Предпринимательство в Барнауле", они тоже проходят в исторической части нашего города.
Но каждая экскурсия рассчитана на определенную группу. Для детей, взрослых, жителей города и его гостей подача материала идет совершенно по-разному. Бывают люди, которые уже знакомы с историей города, и им интересны какие-то мелочи. Например, спрашивают, а правда ли, что Демидов приказал затопить рудник вместе с работающими там людьми, когда узнал о грядущей проверке, или это выдумка? Была ли на самом деле Голубая дама или нет?.. А тем, кто в городе впервые, интересны факты.
Вообще, такое ответвление турбизнеса – прибыльное. Но все-таки экскурсионная деятельность турфирм Барнаула пока не на том уровне, как, например, в Бийске или Белокурихе. Поток туристов в эти города больше, чем в Барнаул. Но в последнее время наш город активно развивается с точки зрения экскурсионной деятельности. Сейчас при поддержке Алтайской региональной ассоциации туризма и администрации города проходят различные научно-практические семинары для экскурсоводов, где обсуждаются вопросы, касающиеся организации и проведения экскурсий.
Мы надеемся, что при поддержке власти и общественных организаций в сфере туризма профессия экскурсовода в Барнауле (также и в крае) выйдет на новый, более профессиональный уровень. Экскурсионный туризм, конечно, может развиваться и без поддержки власти, но уже не так эффективно.
Прогулка в хорошей компании
Марта Агеева, основатель "Экскурс-бюро № 1", Москва.
Последние семь лет Марта работает в отделе "Культура" информационного агентства "ИТАР-ТАСС". Но год назад она вместе с подругой-пиарщицей решила создать свое дело – стала водить экскурсии по Москве. Бизнес начался как хобби: с прогулки стоимостью 300 рублей для желающих раз в неделю. Сегодня они проводят по пять тематических экскурсий в неделю для групп 10–15 человек в среднем по цене 500 рублей. Также водят корпоративные и индивидуальные экскурсии. Основная аудитория таких прогулок – молодежь 17–35 лет. Предприятие еще не настолько прибыльное, чтобы стать основным занятием, но Марта рассчитывает сделать его таковым. Пока же, по ее выражению, это 30% дохода и 70% удовольствия.
Марта Агеева:
В школе у нас был предмет "Учебно-производственная практика", где я была гидом по Москве. Так что механику процесса я знала.
Мы изучили, что предлагается в нашем городе в экскурсоводческом плане. Увидели длинные экскурсии, которые посещают в основном люди старше 50 лет. Для молодых многие из них слишком фундаментальны и тяжелы по подаче, к тому же трудно бывает выделить на них три-пять часов времени.
Наша формула – сделать экскурсию новым видом досуга, который интересен молодежи. У нас получились прогулки, которые показывают город в прошлом, настоящем и будущем. У каждой своя тема, вокруг которой все вертится: "Москва модная", "Москва вкусная", "Москва для влюбленных" и так далее. Для начала вы берете историческую базу (мы для этого долго подыскивали в книгах нужные исторические факты, сидели в библиотеках, говорили с историками). Например, приходите на Пушкинскую площадь, объясняете, почему раньше она называлась Страстной, – рассказываете о прошлом.
На базу вы "нанизываете" город настоящего. Говорите, что сегодня в этом месте часто собираются влюбленные. Соединяете с прошлым: Пушкин был ловеласом, так что место подходящее. А дальше можно удивить свою группу. За Пушкиным стоит кинотеатр "Россия", который в свое время посещала Софи Лорен, здесь проходил Московский кинофестиваль, а в перспективе будет первый российский театр мюзикла (о чем многие могут не знать).
Параллельно добавляем "фишки": рассказываем о языке веера у придворных или видах поцелуев: всем любопытно, что такое поцелуй "электрический скат". Экскурсии часто сопровождаем музыкой, включая, скажем, концерты Рахманинова. Показываем фотографии на айпэдах. Стараемся познакомить участников группы между собой, проводя игру на знакомство...
Наши главные маршруты пролегают через исторический центр. Но на информацию, которая и так известна (Москву основал Юрий Долгорукий, а вот здесь у нас Красная площадь), никто не пойдет. Надо покрутить тему, показать известное в неожиданном свете. И к чему какие-то глубокие археологические исследования? Это было бы хорошо в компании ученых, а не на прогулке по любимому городу.
Люди читали о нас в соцсетях, информация распространялась быстро. Группы набирались с самого начала. У нас уже появились постоянные клиенты, которые прошли по всем нашим маршрутам. В основном это жители Москвы. С иностранцами другая ситуация: тут больше частные заказы.
Нас это сразу захватило! Сидели, ночами придумывали эти маршруты... Когда их было уже шесть, стало не хватать рук. И мы в течение трех месяцев бесплатно обучили себе экскурсоводов: наш друг-актер ставил речь, мы учили составлять экскурсии и так далее. Пришли 13 человек от 18 до 45 лет. Остались четверо, все они офисные работники. Одна – юрист-международник, другая – сотрудник крупного холдинга... Сейчас работаем над тем, чтобы вывести наше дело на новый уровень. Очень хотелось бы посвятить ему себя целиком.
Только реальная история
Валентина Смирнова, директор Музея истории развития горного производства, Змеиногорск.
В 1981 году Смирновой, бывшей школьной учительнице, предложили воссоздать городской музей. В 1985 году она это сделала. Ни о какой прибыльности предприятия с ценой 30 рублей за экскурсию речи не шло ни тогда, ни сейчас. Но директор музея очень гордится тем, что в прошлом году удалось заработать 262 тысячи рублей (раньше бывало по 90–120 тысяч). Деньги идут на текущие нужды. Валентина Смирнова не очень понимает, как можно воспринимать Змеиногорск и музей в качестве отдельных вещей. Для нее это единый музейный комплекс и чуть ли не самый интересный объект в мире. Его аудитория – приезжие туристы.
Валентина Смирнова:
Поначалу мы старались делать что-то в музее. Собирали экспонаты, проводили реставрационные работы. Потом появился маршрут. С годами он расширяется, это позволяет привлечь больше туристов. Вот недавно мы построили трехэтажную въездную башню на территории музея – и прошлый год у нас вышел гораздо доходнее предыдущих.
Маршрут начинается в музее. После мы идем на пруд, плотину для которого заложил Козьма Фролов 27 апреля 1785 года. Даем возможность гостям осмотреться, пофотографировать. Оттуда едем к горе Змеиной – как можно провести экскурсию по Змеиногорску без этого! По пути рассказываем об одном из зданий, где останавливался Достоевский.
Дальше едем по улице Ленина до винного казенного склада № 7, ныне это филиал компании "Алтайспиртпром". Проходим мимо разных зданий, рассказываем о них. И на этом городская экскурсия заканчивается. Идет она не менее полутора часов. Вся прогулка завязана на подлинной истории, это очень интересно.
Мой главный принцип – правда, реальная история. Не сказки, которые порой примешивают к фактам. Я считаю очень важным рассказать людям именно о том, как все было на самом деле! И каждое слово могу подтвердить соответствующими документами.
Говорить про историю развития горного производства я могу часами, в этой теме мне нравится все. У меня очень много материалов по этой теме, много старинных книг. Если у человека есть интерес в глазах, это сразу видно, и ему все это хочется показать и рассказать!
А бывает, турист попал сюда случайно и ничего тут не ищет. Даже издевается: да у вас тут ничего нет, я вот был за границей, так там!.. С таким говорить, конечно, не хочется.
В основном заказы делают туристы на машинах или автобусах. За прошлый год через наш музей прошли 16 655 человек, экскурсионных – около 7 тысяч, из них около 2,5 тысячи прошли маршрут целиком. Мы бы с радостью увеличили это количество, но тут мало что от нас зависит. Большая часть посетителей приходится на лето. Зимой тут бураны, холода – люди не едут.
Правда, информация о нас содержится только на сайте администрации города. Своей страницы в Интернете, к сожалению, пока нет. Но той аудиторией, которая приходит, я довольна.
Экскурсоводов у нас в штате нет, есть научный сотрудник, хранитель и я – директор. Мы и водим людей. Образование ни у кого из нас с этим делом не связано. И я считаю, что это совершенно не важно.
Для школ и делегатов
Экскурсий по Барнаулу пока может быть столько, на сколько хватит фантазии: сертифицировать их по закону сегодня не нужно, и любая прогулка по городу может называться экскурсией. Поэтому точной статистики по маршрутам по городу нет, однако, по информации местных турагентств, существует несколько десятков таких. При этом тех, которые пользуются спросом, три-пять – среди них классическая обзорная. Аудитория, которая сегодня охвачена, – в основном школьники города и края, летом – коммерческие и официальные делегации.
Справка
Маршрут "Скажите „Сыыыр!“", занявший второе место на барнаульском конкурсе экскурсоводов
Экскурсия рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Точка отправления – Дворец зрелищ и спорта. Далее маршрут проходит по проспекту Социалистическому до площади Свободы, во время движения дети узнают о том, кто впервые сделал сыр, об истории сыроделия на Алтае. На площади Свободы дети окажутся рядом со зданием, где ранее располагалась главная контора по управлению сыроварением на Алтае. Далее группа едет в научно-производственный центр АлтГТУ, где специалист показывает процесс приготовления одного из видов сыров. Затем ребята возвращаются ко Дворцу зрелищ и спорта, по пути экскурсовод рассказывает интересные факты о сырах. В конце экскурсии детей ожидает приятный сюрприз (небольшие подарки).
Самое важное - в нашем Telegram-канале