Приглашение
«Театр за чертой. Точка свободы» – проект, который входит в социальную программу «Театр+Общество». Цель – дать доступ к культуре и творческой самореализации разным слоям населения.
Проект поддерживают Министерство культуры Российской Федерации, Ассоциация музыкальных театров, Общественный совет при УФСИН России по Алтайскому краю. А также он получил грант.
В исправительных колониях заключенные могут приобщиться к искусству. Под руководством профессиональных педагогов они изучают актерское мастерство, режиссуру и сценографию. В результате уже появились несколько полноценных театральных постановок, созданных силами осужденных и режиссера.
Первым инициатором интересной волонтерской деятельности стал Илья Зуев, артист и заведующий литературной частью Музыкального театра. Он и пригласил поучаствовать Алексея Хорькова, который без раздумий согласился.
«Мне было интересно с профессиональной точки зрения. Я много работал и с профессиональными артистами, и с любительскими коллективами. Работа с непрофессионалами – это всегда другая структура, везде нужно уметь выстраивать диалог, находить точки соприкосновения. Здесь же опыт был совершенно уникальным: у всех разные судьбы, все оказались там по разным причинам», – объяснил режиссер.
Страх и отзывчивость
Трудностью, как и в любом театре, стала работа с текстом – его освоение и понимание. По словам Алексея, его новые артисты волновались гораздо сильнее, чем профессионалы или участники любительских студий.
Он объяснил, что сценическое волнение охватывает всех, независимо от опыта, ведь каждый артист хочет быть уверенным в том, что происходит на сцене.
Главным открытием для Алексея стало добросовестное и честное отношение осужденных к процессу. Все они участвовали в проекте добровольно, и для многих это был первый опыт выхода на сцену.
«Приятно удивило то, как осужденные основательно и честно отнеслись к процессу, как пытались полностью понять задумку. Они были очень отзывчивы, несмотря на то, где находились», – поделился режиссер.
Подход к репетициям был таким же, как и к работе с любой другой труппой. Единственной корректировкой стала форма общения: профессиональные театральные термины приходилось переводить на более бытовой язык, объясняя их на простых примерах. Явных идеологических столкновений или конфликтов в процессе работы не возникало.
Три Шукшина
Работал Алексей одновременно в трех исправительных учреждениях Рубцовска, и в каждом результат оказался уникальным. За основу взяли цикл автобиографичных рассказов Василия Шукшина «Из детских лет Ивана Попова».
В одной из колоний участники не просто учили текст, а стали полноценными соавторами. Взяв за основу рассказ Шукшина «Гоголь и Райка», они создали собственную пьесу по мотивам «Ревизора», органично вплетая в нее шукшинские мотивы.
В другой колонии изначально многочисленная труппа в итоге сократилась до одного человека. В итоге поставили моноспектакль. В третьей – работа вылилась в диалоги на темы, поднятые Шукшиным.
Главный итог
Премьерные показы прошли с разным успехом: где-то «на ура», где-то умеренно. На зрительское восприятие влияли и внутренние правила колоний, которые, например, ограничивали общение между некоторыми осужденными, которые присутствовали на спектакле.
Тем не менее, сами самодеятельные артисты остались довольны. Для многих это был бесценный опыт. А театральные программки с автографами и пожеланиями от режиссера стали дорогими сувенирами на память.
Главным итогом для Алексея оказалась не театральная, а человеческая составляющая проекта.
«Тема наших спектаклей была проста – понять, как проходит жизнь. И все осужденные, с которыми мы сотрудничали, тоже задавались этим вопросом. Мне кажется, осознание того, что случилось событие, после которого жить по-прежнему нельзя, стало важным и для них, и для меня», – поделился режиссер.
Для себя же он открыл то, что люди в сложнейших условиях не поддаются унынию.
«Они не просто не унывают и не ставят крест на жизни, а пытаются постичь что-то новое: кто-то – программирование, кто-то впервые открывает для себя литературу. То, как они идут к своей цели и не теряют ее, – это богатейший опыт общения», – заключил Алексей.
«Театр за чертой» проводит образовательную работу, чтобы облегчить осужденным адаптацию к жизни вне тюрьмы. Но ресоциализация, возвращение в социум, – это непростой путь, особенно для мужчин.
Грант позволил закупить костюмы и декорации, которые и после окончания проекта останутся в колониях, и их будут использовать в дальнейшей работе местных театральных кружков.
Несмотря на сложность и эмоциональную насыщенность проекта, режиссер уверенно называет его стопроцентно положительным опытом. И если представится возможность продолжить эту работу в следующем году, он с удовольствием согласится.