Что за технология
Робот-сканер, или, по-научному, взрывобезопасный внутритрубный дефектоскоп — это новый современный метод диагностики теплосетей.
К более известным и «традиционным» методам обследования труб на нарушения относится, например, визуальный осмотр теплосетей — самый простой и распространенный метод. Помимо него существуют такие способы, как: температурные испытания, акустическая диагностика, гидравлические испытания (опрессовка), оперативно-дистанционный контроль (ОДК) и тепловизорное обследование.
Суть применения робота — в том, чтобы изнутри исследовать состояние металла трубы и выявить участки, где металл тоньше всего.
Для того, чтобы робот попал в трубу максимально щадящим способом, необходимо специальное отверстие. Его стараются делать в тепловой камере, чтобы не раскапывать грунт и не разбирать канал теплотрассы.
Результаты сканирования трубопровода анализируются по цветам: зеленый участок —самый надежный, прослужит по прогнозам еще не менее 5-ти лет, синий — от 3 до 5 лет безаварийной эксплуатации, желтый — до 3-х лет. Самым критическим является красный — это потенциально опасные участки, где в ближайший год могут возникнуть повреждения.
Информация, полученная по результатам диагностики, — уникальна, наземными обходами и приборным обследованием с поверхности земли выявить такие дефекты невозможно. Она помогает исключить потенциальные дефекты в зимний период. Это, конечно, не альтернатива гидравлическим испытаниям, но значимый дополнительный способ проверки и профилактики теплосетей в летний период.
Как это работает у нас
В Барнауле инновацию внедрили в середине июля. Применяет ее на своих сетях Барнаульское теплосетевое подразделение СГК.
Для применения агрегата, отмечают в компании, нужны определенные условия. Труба должна быть без воды, остужена и провентилирована. В ней вырезают специальное технологическое окно, от 800 до 600 мм, куда помещается робот. На нем стоят прожекторы и камера, которая по мере движения осматривает трубопровод.
«Такой визуальный анализ нам очень важен и позволяет выявить некоторые проблемы. Но самое главное — это магнитный метод измерения остаточного ресурса: на металл подается ток различных характеристик, и в зависимости от диаметра создается магнитное поле. Датчики фиксируют изменения этих магнитных полей, и на основании полученной информации компьютер высчитывает остаточный ресурс металла. При этом исследуется каждый миллиметр», — рассказал директор барнаульского теплосетевого подразделения СГК Александр Гросс.
Что уже сделали
Из запланированных 6,9 км городских тепломагистралей исследована уже половина.
С 14 мая по 10 июля провели плановые гидравлические испытания в четыре этапа. В ходе них выявили свыше 900 повреждений на теплосетях — это на 20% больше, чем в прошлом году, когда новый метод еще не применялся.
Цифры доказали, что роботы позволяют выявлять и прогнозировать больше повреждений на сетях. Отмечается, что дополнительный метод поможет более качественно подготовить городские коммуникации к предстоящему отопительному сезону.
Робот-сканер, или диагностический комплекс, разработан петербургской компанией. Весит этот «малыш» около 100 кг. В Барнауле работают сразу два робота, их отличие в размерах — тот, что поменьше, помещается в трубопровод от 400 мм в диаметре, а большой работает в трубопроводе от 600 мм.
В Барнауле таким методом планируют проводить диагностику 14-ти участков теплосетей, их общая протяженность, напомним, почти 7 км.
Уже пройдены участки на улицах: Шумакова (от ул. Власихинской в сторону ул. Балтийской), Попова, 208 А, Г. Исакова, 213-215, Молодежная, 13, пересечение Г. Титова и 10-я Западная, пр. Ленина, 148.
Впереди работы на пр. Строителей, на пересечении ул. Юрина и ул. Малахова, ул. Взлетная. Продолжится исследование на пр. Ленина.
Самое важное - в нашем Telegram-канале