Как мастер делает "музыку" и как самые обычные вещи у него начинают звучать?
Как это было
Александр Яковлевич очень увлеченный человек. Делать музыкальные инструменты он начал не сразу. Говорит, долго искал себя.
Александр Епифанцев:
Сначала занимался резьбой по дереву, потом стал рисовать – даже работал художником-оформителем в колхозе. А как-то отец рассказал об инструменте пищалке. Ее то я и сделал самую первую – из обычного камыша.
Музыкального образования у мужчины нет, но к музыке всегда тянулся. Вернувшись из армии, выступал в вокально-инструментальном ансамбле. Он пел, остальные играли на электрогитарах. Потом ушел в другой коллектив – "Земляки".
– Это были 70-е годы, ииграть было практически не на чем. Поэтому решил, что сделаю все сам, – рассказывает он.
А ансамбль существует до сих пор, и традиция игратьна инструментах, изготовленных рукамиАлександра Епифанцева, тоже осталась.
Что имею
Сейчас у ремесленника уже порядка 70 музыкальных инструментов. Использует он обычные материалы – в основном то, что имеется под рукой.
– Сейчас работаю над славянской волынкой. Она состоит из воздушной подушки и деревянных трубок. Делать ее буду из дерева и медицинской клеенки, – объясняет Александр.
Инструмент в зависимости от материала, из которого он изготовлен, может играть по-разному. Поэтому у Александра Яковлевича они обладают особым звучанием.
В его коллекции не только русские инструменты. Есть и татарские, молдавские, эстонские, африканские, украинские, армянские. Например, рожки, свирели, скрипки, лиры, шумовые инструменты. Мастер воспроизводит их по старинным фотографиям или гравюрам, иногда пользуется рассказами тех людей, которым довелось играть на этих инструментах или хотя бы видеть их. Поэтому на изготовление уходит немало сил и времени.
– Дудук – армянскую дудку – делал больше 20 лет. Я его ни разу не видел, но зато слышал по радио, как на нем играют. Потом нашел несколько человек, которые мне рассказали про него. Это были жители Армении, Грузии и Азербайджана. Но поскольку они все время расходились во мнениях, приходилось постоянно что-то переделывать, – говорит Александр.
Конечно, мужчина позволяет себе иногда пофантазировать. Ведь как он говорит, даже самые привычные предметы издают мелодичный звук.
Александр Епифанцев:
Помню, когда повредил ногу и ходил с костылем, решил: почему бы и ему не заиграть? И сделал из костыля флейту. На ней можно играть, а при желании можно использовать и по первому назначению.
Главное – сохранить
Александр Епифанцев год назад пришел в местную администрацию с предложением сделать из своего дома музей. Ведь живет он один, а основное место занимают инструменты. Поэтому эта идея пришла сама собой.
Сейчас Александр оформляет близлежащую территорию. Например, у входа поставил музыкальную композицию. Собирать ее пришлось буквально по частям.
Александр Епифанцев:
Сосед хотел выкинуть старую духовую трубу. Я взял ее, прикрепил к раме от фортепьяно, повесил индийские колокольчики. Для полной экзотики прикрепил еще деревянное колесо от брички. Получилось интересно.
Но главная особенность музея в том, что на всех его экспонатах можно играть. А при желании посетители помогают хозяину мастерить очередной инструмент. И даже остаются для этого на некоторое время в доме-музее. Например, жил у Александра турист из Севастополя. Он интересовался нашей культурой, путешествовал по Алтаю, и ему рассказали про этот музей.
– Он провел у меня месяц. Вместе сделали флейту и волынку. Их я подарил ему на память, – вспоминает умелец.
Не раз посмотреть на инструменты к Александру Яковлевичу приезжали московские гости.
– В конце девяностых на вертолете прилетел Юрий Сенкевич из телепередачи "Клуб путешественников". Они снимали на Алтае три сюжета, один из них получился про меня, – рассказывает музыкальных дел мастер.
Но главная гордость нашего земляка в том, что его инструментами заинтересовались из консерватории имени Чайковского.
– Несколько лет назад приезжал профессор со студентами. Они остались у меня на два дня. Смотрели, расспрашивали, как и из чего я делаю инструменты. Приглашали к себе, посетить музей народного творчества при консерватории, только съездить все как-то не получается, – рассказывает Александр.
Наши показывают
В местном сельсовете говорят, что, когда приезжают гости, их обязательно знакомят с главной достопримечательностью – коллекцией музыкальных инструментов Александра Яковлевича. Признали его и на краевом уровне – в прошлом году получил звание "Народный мастер Алтайского края". В столице страны он тоже известен. В 2006 году его можно было увидеть на экранах телевизоров в программе "Играй, гармонь!". Он в составе делегации от края участвовал во всероссийском фестивале с одноименным названием. Говорит, телевизионщики уделяли больше внимания гармонистам. А Александр Епифанцев играл на других народных инструментах. Тем не менее получил диплом II степени.
Знакомы с народным умельцем и за границей. В 2011-м он ездил на фестиваль аккордеонистов и баянистов в Италию.
Александр Епифанцев:
Из Алтайского края нас было пять человек. Я стал лауреатом первой степени.
Итальянцы с интересом восприняли русскую народную культуру. Даже пригласили Александра в одну из школ. Там он показал свои инструменты и, конечно, продемонстрировал ученикам, как звучит, например, русская жалейка.
– В этом году приглашают на фестиваль волынщиков в Болгарию, может быть, и туда съезжу, – рассказывает ремесленник.
Цифра
70 музыкальных инструментов смастерил Александр Епифанцев за 40 лет своей творческой карьеры.
Самое важное - в нашем Telegram-канале