Недвижимость

Нагорное разорение: мнения чиновников, церковников, историков, архитекторов по поводу котлована на месте бывшего кладбища

В начале зимы Барнаульская епархия приступила к возведению в Нагорном парке Барнаула Иоанно-Предтеченского храма. Это еще один случай "строительства на костях". Человеческие останки при рытье котлованов находят в краевом центре регулярно.

Кости и черепа доставал экскаватор в начале 2000-х годов, когда укрепляли берега Оби и делали террасы под буквами "БАРНАУЛ". Когда строили Новый мост и дорогу вдоль берега Оби. При сооружении искусственного катка на территории бывшего стадиона "Мотор". На территории бывших кладбищ расположены барнаульские парки "Юбилейный" и "Изумрудный".

В Нагорном парке в котловане для будущей церкви строители находят человеческие останки. 16 декабря 2013 года.
В Нагорном парке в котловане для будущей церкви строители находят человеческие останки. 16 декабря 2013 года.
Олег Богданов

Видимо, поэтому бригада работающих в Нагорном парке строителей ничего страшного в уничтожении старых могил не видит:

- Что тут переживать, если весь Барнаул на костях построен, - говорят они.

Они не сомневаются: возмущенные горожане пошумят и успокоятся, а работа продолжится. А разве не так происходило и раньше?..

В Барнауле для возведения храма разрушили старинные могилы Нагорного кладбища: при рытье котлована под фундамент экскаватор уничтожил захоронения XVIII–XIX веков. Сегодня они безымянные, а до революции в этой части кладбища хоронили лучших людей города: ученых, просветителей, меценатов.

Сейчас из самого котлована остатки захоронений уже убрали. Но на земляных отвалах картина страшная: разбросаны обломки гробов, кирпичных склепов и надгробных гранитных досок, кости, черепа, полуистлевшие куски одежды и обуви, в которой были похоронены умершие... Охраны у котлована нет. И "гробокопатели" из числа зевак и коллекционеров старины растащили на сувениры или для продажи все, что смогли найти и посчитали ценным.

Экскаваторы работали здесь около двух недель, но в администрации города говорят, что ничего об этом не знали: "Обращения граждан поступили 13 декабря, а до этого никакой информации не было". Как вообще могло случиться такое варварство?

Деньги сегодня

Заказчик строительства Иоанно-Предтеченского храма в Нагорном парке – Барнаульская епархия РПЦ. Ни с НПЦ "Наследие", ни с краевым управлением по культуре строительные работы согласованы не были. Официального разрешения на строительство от городской администрации церковь не получила, а с рытьем котлована "поторопилась" – признает председатель отдела Барнаульской епархии РПЦ по церковной недвижимости Иоанн Мельников.

Иоанн Мельников,
председатель отдела Барнаульской епархии РПЦ по церковной недвижимости:

Мы получили предварительное согласование на строительство. Действительно, поторопились со строительными работами, не дождавшись разрешения на строительство, оно еще на согласовании было. Погода удачная, и мы решили начать, пока тепло. Нас поторопил частный инвестор-меценат (имени его Мельников называть не стал. – Прим. "СК") – сказал, что пока на это есть деньги, а будут ли они весной, неизвестно.

"Состояние гробиков после того, как их разрыли экскаватором, можно себе представить. В одной из стен мы обнаружили детский скелет, срезанный вдоль ровно пополам, – делится впечатлениями в своем блоге жительница Барнаула. – На гребне отвала, прямо на поверхности, обнаружили останки богатой дамы в бархатном платье. Дама была размазана по отвалу метров на пять: тут череп, тут рукав, чуть подальше бедро, остатки гроба... С рукава дамы я потырила зачем-то пару пуговиц. Компания, увлеченно ковырявшая котлован, <...> продемонстрировала груду костей, которые они успели нарыть... Гвозди, ручки от гробов, пару старинных стеклянных флаконов".

Чтобы защитить от разорения останки, у котлована вечером и ночью дежурят волонтеры из поискового отряда "Лиза Алерт". Но организовать круглосуточное дежурство возможности у них нет.

Контейнер с лампадкой

Как рассказали строители, перед рытьем котлована батюшка освятил строительство, а когда обнаружились человеческие останки, повторно освятил стройку. Кости и черепа собирали студенты духовной семинарии. Они сложили их в контейнер для последующего захоронения – железный контейнер сейчас стоит рядом с котлованом и закрыт на замок.

– Мы пытались по возможности собрать все. Никуда ничего не увозили, не выбрасывали. Пока все осталось на том же месте, где и должно остаться: собранные останки лежат в контейнере, по церковному обычаю рядом горит лампадка. Если дадут нам разрешение на строительство, в подвальной части храма мы планируем установить общий склеп-усыпальницу, где все останки будут погребены. И ежедневно будет проходить по ним панихида, – говорит Иоанн Мельников.

Епархия намерена продолжить строительство храма. Но когда это произойдет, неизвестно. Если до окончания всех проверок начнутся снег и морозы, котлован может простоять до весны.

– Будет, как администрация сейчас распорядится: скажут закопать – будем закапывать, скажут – будем укреплять котлован, заливать фундамент, – продолжает Иоанн Мельников.

Останки из контейнера, по его словам, в этом случае придется куда-то перевозить – "может быть, в какой-то храм".

Простите, ошиблись

Автор проекта восстановления Иоанно-Предтеченского храма, архитектор Екатерина Шаповаленко рассказала, что несколько лет назад подготовила проект восстановления храма на старом фундаменте. Но, чтобы определить его несущую способность, нужны были дополнительные изыскания.

– Для строительства мы выбрали место, где когда-то стояла деревянная часовня: восстанавливать храм на старом фундаменте кирпичного храма, как предполагал первоначальный проект, было невозможно – для этого потребовалось бы проводить ополаживание склона, полностью убирать фундамент вместе со всеми захоронениями, которые были под ним, и уйти метров на 15 в глубь горы, – поясняет Иоанн Мельников.

– Я изучал старый фундамент 1857 года: он не выдержал бы, там всего четыре слоя кирпича, – подтвердил историк Аркадий Контев. – Еще раньше, в 1774 году была построена деревянная часовня, но где именно она находилась, точно никто не знает.

Вадим Бородаев,
историк:

Это, конечно, варварство. У каждого погребенного там был крестик, и то, что это все православные священники сделали, меня просто поражает.

– Да, мы признаем, это была наша ошибка, что не стали вручную разбирать склепы и вручную раскапывать, разбирать каждую могилку. Это было бы дольше, но гораздо правильнее. Мы думали, что у нас гораздо аккуратнее получится это сделать. Но предполагали одно, а получилось другое, – говорит Мельников. – Конечно, мы знали, что там находятся захоронения. В управление по культуре в августе этого года писали заявку на проведение археологических изысканий, нам ответили, что у них нет таких полномочий, и отправили нас к другим организациям. У НПЦ "Наследие" на тот момент не оказалось свободных рук. Потом на это нужны были средства, требовались какие-то дополнительные согласования, это затянулось бы на полгода-год... В итоге археологические изыскания так и не были проведены.

Представитель епархии приводит еще один довод:

– Когда несколько лет назад делали ополаживание склона и переносили захоронения на другое кладбище, то тоже работали экскаватором, и не так уж аккуратно все было сделано, – говорит Мельников.

Впрочем, Аркадий Контев помнит другое:

– Археологи тогда аккуратно раскопали и перенесли более сотни могил, останки перезахоронили на Черницком кладбище.

По словам Владимира Копылова (он возглавлял похоронную службу Барнаула в 1976-2005 гг.), Иоанно-Предтеченский храм в память разрушенного на Нагорном кладбище, уже был возведен – на Черницком кладбище, после переноса туда захоронений с берега Оби.

Прокуратура разберется

Сейчас строительные работы приостановлены: как сообщили в администрации Барнаула, "пока правоохранительные органы не дадут оценку этим действиям".

– Мы обратились в прокуратуру, управление ГУВД по Барнаулу, Госинспекцию края и управление по культуре и архивному делу, – рассказал председатель комитета информационной политики администрации города Станислав Тетерятник.

По его словам, ранее администрация предварительно согласовала строительство "мемориального комплекса с часовней", а затем храма Иоанна Предтечи на старом фундаменте (он располагался практически рядом с современным входом в парк. – Прим. "СК"), но епархия самовольно перенесла место строительства. Сейчас чиновники ведут с церковью переговоры по поводу не согласованного с властями города переноса.

В администрации Барнаула подчеркивают, что вся территория Нагорного кладбища – объект культурно-исторического наследия краевого значения. Того же мнения придерживаются эксперты из НПЦ "Наследие", сотрудники лаборатории исторического краеведения Алтайской педакадемии Вадим Бородаев и Аркадий Контев, Екатерина Шаповаленко и директор Сибирской археологической службы Наталья Кунгурова.

Однако епархия настаивает: территория не является объектом культурно-исторического наследия, и отдельного согласования на проведение земляных и строительных работ с управлением по культуре не требовалось.

Штрафы до 20 млн рублей

С 7 августа 2013 года в России действует закон, ужесточающий санкции за правонарушения, совершенные в отношении объектов культурного наследия. Штрафы увеличены до 20 миллионов рублей, закреплена ответственность за неисполнение приказа о приостановлении незаконных работ. Введена ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия для юрлиц, причем она ложится не только на исполнителей, но и заказчиков. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в этой сфере увеличен с двух месяцев до года.

По первому разряду

Нагорное кладбище было открыто в 1772 году. В 1879 году кладбище было поделено на четыре разряда: первый находился около церкви, второй – в центре, третий и четвертый – при самом въезде в ворота. Четвертый разряд предназначался для захоронения бедных, первый – для известных и знатных горожан. Здесь похоронены многие известные барнаульцы: изобретатель-гидротехник Козьма Фролов, начальник Колывано-Воскресенских заводов, основатель камнерезного дела на Алтае Василий Чулков, строитель сереброплавильных заводов Поликарп Залесов, просветитель, депутат Госдумы Василий Штильке, помощник изобретателя Ивана Ползунова Иван Черницын, художники Михаил Мягков и Василий Петров, первый архитектор Барнаула Андрей Молчанов, медик, горный специалист Петр Шангин, врач и географ Фридрих Геблер, фольклорист, этнограф и изобретатель Степан Гуляев и многие другие.

В середине 1930-х годов почти все надгробия вместе с Иоанно-Предтеченским храмом снесли. Почти сразу же после этого на территории кладбища был создан парк культуры и отдыха. К 1956 году возвели павильоны ВДНХ, помещения для животных и птиц, искусственный пруд. В 1992 году выставка закрылась, а затем череда пожаров уничтожила почти все строения.

Объект культурного наследия

Постановлением АКЗС от 1994 года территория Нагорного кладбища признана объектом культурного наследия. Согласно постановлению, он находится на балансе отдела культуры администрации Барнаула. Современное использование – "Нагорный мемориальный парк". Как отдельные объекты отмечены могилы просветителя Василия Штильке, французского путешественника, естествоиспытателя и археолога Гюстава Менье и фундаменты старого здания Иоанно-Предтеченского храма.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость