— В 2014 году ваше предприятие увеличило производство продукции на 17%, в 2015-м — еще на 30%. Кризис вам на руку?
— Я бы немного изменил акцент. Кризис никому не может быть на руку. Но мы его рассматриваем как возможность выйти на новый виток развития. Произошло нарушение некоторых традиционных связей, существовавших в предыдущие периоды, когда продукция в том числе нашего предприятия была востребована не настолько, насколько она нужна рынку сейчас. Этому способствует несколько внешних факторов. Первый — достаточно большой валютный разрыв. Второй состоит в том, что деньги, которые раньше работали за экономику зарубежных стран, где приобреталось много техники и запчастей (Германия, США, Канада), сейчас развернулись на внутренний рынок. Поэтому дефицита денежных средств мы сегодня не испытываем. Думаю, такая же ситуация и в ряде других производств — у аграриев, в автомобилестроении.
— За счет чего вам удалось достичь такой динамики: вы увеличили объем производства, цены?
— Цены у нас возросли буквально на 5–7% к уровню прошлого года. Все остальное — только за счет роста производства: в 2015 году мы увеличили объемы с 1,3 млрд до 1,7 млрд рублей, а в 2016-м планируем выйти на показатель 2,5 млрд.
— Вы стали выходить на среднеазиатские рынки. Какие перспективы видите в этом направлении?
— Перспективы на ближайшее время — те же, что рисуют наши ведущие российские экономисты. Порядка четырех лет, по их прогнозам, будет идти активный рост внутреннего валового производства. Сегодня по цене мы стали выигрывать в конкуренции даже у Китая. А по качеству мы его всегда превосходили. И в условиях расширившегося для нас рынка мы стали выигрывать в основном показателе — объемах производства. Как следствие — и в республиках Средней Азии наши предложения выглядят привлекательно. И эта тенденция, думаю, сохранится.
— В каких странах вы сегодня присутствуете?
— Очень активно — в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Монголии. Немного берут в Молдове, Болгарии.
И себе, и людям
— У вас есть технологические возможности для расширения производства?
— Мы пошли двумя путями. Первый — увеличиваем объемы производства на своем предприятии за счет изменения сменности, установки нового оборудования, более грамотного технологического подхода. Но в Рубцовске и за его пределами появился целый ряд мелких производителей, с которыми мы стали сотрудничать. И это второй путь.
Скажем, литье мы заказываем в Рубцовске, Бийске, Барнауле. Только в Рубцовске наши заказы выполняют три литейные компании. По другим видам технологических переделов также привлекаем сторонние производства на соисполнение. И я надеюсь, что эти небольшие предприятия тоже со временем станут самостоятельными заводами. Я думаю, что через полтора-два года мы услышим о растущих производствах в Рубцовске. Это, например, компания "Энергия", "Завод нестандартного оборудования". Мы даем работу компаниям "Литком", "Агролит", ИП Санников в Бийске и Алтайскому заводу точечного литья.
Нам удалось переместить очень хороший заказ с предприятия из Пензы на барнаульский завод мехпрессов с помощью краевого управления по промышленности и энергетике. Благодаря этому, во-первых, у нас сократились логистические затраты, а во-вторых, мы дали работу алтайскому предприятию, следовательно, зарплаты и налоги будут оставаться в нашем регионе.
— В крае есть официальный кластер машиностроения, в состав которого ваше предприятие входит. Это живая структура?
— Конечно. В свой приезд в Алтайский край замминистра сельского хозяйства Петр Чекмарев отметил, что положительные показатели в СФО по развитию аграрного машиностроения являются следствием работы и нашего кластера в том числе. Но в его рамках выстроить такие связи, как мы создали с теми же литейными производствами, не удается, потому что на продукцию участников кластера так же, как и на нашу, достаточно высокий спрос.
Все решит спрос
— Существует ли риск, что востребованность вашей продукции уменьшится? Или покупатели окажутся недовольны ее качеством и вернутся пусть к более дорогим, но всегда надежным импортным запчастям?
— Вы, возможно, слышали о нашем совместном проекте с итальянской компанией А.М.А. Spa — "РЗЗ" будет производить по европейской технологии те запчасти, которые ранее мы приобретали в Италии. Это один из примеров того, что зарубежные компании не хотят терять своего присутствия на рынке России. Мы сократили объем закупаемых у них запчастей раз в пять. Примерно год назад мы обратились к ним с предложением: если вы хотите сохранить свое присутствие на рынке, то мы готовы установить у себя ваше оборудование, привезти ваш менеджмент, ваши технологии — и тогда вы не потеряете рынок. Мы предложили им стать участниками процесса, инвестировать и, как следствие, участвовать в прибыли.
Сегодня нам также не дает покоя еще одна польская компания, которой рынок России тоже очень интересен. Она хочет на него зайти через нас. Так поляки могли бы начать работать в России — при низкой узнаваемости бренда и при своем европейском качестве. Они готовы и поставлять хорошие комплектующие, и участвовать в создании производств.
Объяснимо, почему иностранные компании не хотят терять наш рынок. Клин посевных площадей в России больше, чем территории нескольких государств, вместе взятых, — 105 млн гектаров. Представьте, сколько нужно техники: и самоходной, и навесной, той, что необходима для обслуживания урожая. А Алтайский край сам по себе интересен. У нас много климатических зон, а значит, это отличная испытательная площадка. Кроме того, в крае расположена машиноиспытательная станция Минсельхоза. Не говоря уж о 5 млн га посевных площадей.
Причем вся эта ситуация позволит российским предприятиям повышать технологическую культуру. Когда мы вошли в проект с итальянцами, их не устраивало качество стали, производимой в России. Ни одна из марок не отвечала их требованиям. Совместно со специалистами нашего предприятия и металлургического комбината была создана новая марка стали. И теперь этот комбинат готов ставить ее на серийное производство. Она по качеству износостойкости соответствует европейским требованиям.
Я уверен, что спрос на рынке в итоге все приведет в соответствие. Не будет качества — будут провалы по продажам. Не будет нужного количества — на рынок зайдут другие игроки.
— То есть искушения делать как придется, не улучшая качества, на фоне хорошей конъюнктуры рынка у вас нет.
— Это порочный подход. Конкуренты всегда найдутся. Сегодня в общероссийском классификаторе предприятий сельхозмашиностроения наше находится по показателям на восьмом месте. Общий же перечень тех, кто входит в ассоциацию "Росагромаш", включает 150 компаний. И есть еще предприятия, которые в ней не состоят. Попробуешь уронить качество или объемные показатели, сразу найдутся и товары, и товарозаменители.
Нужно расширяться
— Как правило, при увеличении объемов производства и выручки предприятия начинают инвестировать в собственное развитие. Есть ли у вас такие планы — за исключением совместного проекта с итальянцами?
— Уже в прошлом году мы отдавали себе отчет, что нам не хватает площадей: под производство, под склады, где накапливается продукция для отправки покупателям, под склады, на которые приходят материалы. Мы поняли, что нам нужно либо покупать, либо строить дополнительные объекты. В результате мы приобрели порядка 20 тыс. кв. метров производственных площадей, 10 тыс. бытовых, а также бывший сдаточный корпус "Алтайского тракторного завода" как логистический центр — с оборудованной площадкой, обеспеченной инфраструктурой. Сегодня мы объявили набор в штат еще порядка 400 человек. Одновременно ведем обучение персонала, который привлекаем.
Специальный вопрос
— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Какой поступок вы бы назвали гражданским?
— Правильно жить — это уже гражданский поступок. Сохранять внутреннее чувство патриотизма. Я приведу фразу, которой часто пользуюсь, сказанную кем-то из великих: "Нельзя проклинать страну, в которой ты живешь. Нельзя проклинать семью, в которой ты живешь. И нельзя проклинать работу, которой ты занимаешься". Я думаю, следовать этим правилам — уже гражданский поступок.
О чем еще рассказал собеседник
Об объемах продаж в крае
— На предприятии созданы два отдела для работы только по Алтайскому краю. За последние полтора-два года мы изменили отношение к сервису — работаем в 24-часовом режиме. Это значит, что в течение суток в случае возникновения сервисного случая на территории края наши специалисты выезжают на место, ремонтируют машину. Причина отказа техники анализируется и классифицируется как слабое конструкторское решение, которое впоследствии должно быть исправлено. Доля производимой для края продукции в общем объеме составляет около 20%. Остальные рынки сбыта — это в основном юг России: Ростовская, Волгоградская области, Ставропольский край и другие регионы. Сейчас даже Дальний Восток стал брать, который раньше использовал преимущественно китайскую технику.
О непрофильных заказах
— Мы выполняем все ранее взятые обязательства перед компаниями, для которых мы выполняли такого рода заказы: "РЖД", металлургические комбинаты. Я считаю, что интеллект конструкторов всегда нужно тренировать. Это дает возможность впоследствии решать более качественно задачи в рамках основного производства. И плюс у нас остались обязательства по ранее выполненным заказам, мы должны в течение нескольких лет их сопровождать. Но в целом деятельность по диверсификации мы сегодня сужаем, так как основным направлением избрали все же аграрное машиностроение.
О дефиците кадров
— Объявив набор в штат дополнительно 400 человек, мы столкнулись с тем, что не можем набрать достаточное количество персонала. Завод работал в двухсменном режиме. Мы принимаем решение увеличить сменность. И с большим трудом укомплектовываем смену. Хотя готовы обучать персонал. Такого, что мы открыли бы ворота, приглашая на работу, и к нам хлынул поток людей, нет.
О целях на год
— В первую очередь мы намерены реализовать программу по работе с персоналом и провести техническую модернизацию действующего производства. Сегодня у нас существуют подразделения, которые не успевают за развитием предприятия. Мы хотим их "подтянуть". Есть еще большая амбициозная цель — создание в целом в Рубцовске благоприятных социальных и инфраструктурных возможностей. К сожалению, хорошие, подготовленные специалисты у нас имеют обыкновение периодически уезжать из города. И это проблема.
Досье
Цифра
Более 5 млн единиц запасных частей в год производят на "Рубцовском заводе запчастей".
Самое важное - в нашем Telegram-канале