апрель 9, 2018
Компания "Дорожные знаки Алтая" в течение 2018 года приведет в порядок знаки и нанесет разметку по всему Барнаулу за 39 млн рублей. У активистов сообщества "Шпиль" есть вопросы к тому, как исполняются такие контракты. Гендиректор предприятия Евгения Гущина ответила на претензии и рассказала, почему не намерена снижать долю госзаказов в своем бизнесе и как сделать дороги Алтая безопаснее.
Евгения Гущина.
ОНФ.
— В рамках своего контракта мы наносили разметку только весной, к 1 мая. После ремонта этим занимались уже не мы (а та организация, что меняла асфальт. — Прим. altapress.ru). У нас есть доказательства, что мы выполнили свои обязательства. В том числе снимки. Мы вообще фотографируем все, что делаем, — каждый знак и каждую обрезанную ветку перед ним, чтобы аргументированно ответить на любую претензию. Нас и без запросов от общественников тотально проверяют: полиция, прокуратура, налоговая, финкомитет и другие ведомства.
В то же время никто не "расследует", почему на проспекте Ленина мы в 2017 году наносили разметку по три-четыре раза за сезон, хотя в ведомости указаны только два. Но нам приходится нести дополнительные затраты, чтобы на главном проспекте города разметку было видно весь теплый сезон.
— Нас тоже волнует это. Это зависит не только от краски. Часто не удается подгадать идеальные погодные условия. Например, после того как уложили новый асфальт, нужно подождать месяц, пока он остынет, и только потом наносить разметку. Но из-за горящих сроков не всегда удается выдержать это время.
Похожая ситуация весной. После 16 апреля нам нужно будет выходить и делать разметку, чтобы успеть к майским праздникам. Но асфальт еще не прогрелся. Несмотря на весь контроль, что есть у нас в компании, я не могу гарантировать, что такая разметка выстоит положенный срок.
— Они это понимают. Но разметку нужно наносить как можно скорее, ее все ждут. Но ничего, будем потом еще раз ее делать.
— На интенсивных магистралях мы так и делаем. Например, на Павловском и Змеиногорском трактах. Но если метр краски стоит 120 рублей, то тот же объем термопластика — 1,2 тыс. рублей. А разница в стойкости не столь велика — в пять-шесть раз. Поэтому термопластик выгодно использовать на трассах, где машины реже наезжают на разметку.
В 2018 году проведем эксперимент — нанесем на краску праймер. Это защитное покрытие вроде лака. Сделаем это за свой счет. Если результат будет положительный, порекомендуем заказчику предусмотреть на это финансирование в следующем контракте.
Еще мы попробуем этим летом выполнить разметку флуоресцентной краской (со светоотражающими элементами) на неосвещенных участках. Например, на улице Трактовой. Также по своей инициативе.
— Среди наших заказчиков в основном муниципалитеты Алтайского края. На них приходится 70% от общего портфеля контрактов.
Мы большое предприятие: у нас 1,5 тыс. кв. метров производственных площадей, 20 единиц техники, сильный отдел проектировщиков. Продукцию выпускаем массово, с тройным контролем качества. Почему нам с такими мощностями не выходить на подобные аукционы?
— В определенных сегментах демпинг есть. Например, сейчас все муниципалитеты должны иметь комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) — серьезный документ, который определяет стратегию развития инфраструктуры. Мы услугу по ее созданию оказываем. Но для Барнаула КСОДД готовит питерская компания, которая. Она же делает схему для Кулунды. При этом для такого маленького населенного пункта "нарисовали" многопутную железную дорогу, как в Москве!
В результате власти получают просто скопированный реферат, пользы от такой работы на практике не будет. Это большая проблема. Посмотрим, что сделают для Барнаула. А в Новоалтайске аналогичный контракт выиграла омская компания с 70-процентным снижением цены. Я разговаривала с ее коммерческим директором. У них единственный мотив — не дать питерцам зайти на новые рынки: между ними идет принципиальная борьба.
Я поняла, что участие в аукционах — риск. Но в ключевых для нас тендерах понижение не такое большое — в среднем по итогам 2017 года оно составило 28%. Это много, нас это не устраивает, конечно, при рентабельности 30–35%. Прошлый год мы просто выживали. В этом году пока только набираем портфель контрактов. И я ставлю задачу — напротив, увеличивать долю госзаказов. Дело в том, что коммерческих клиентов в этой сфере немного. Необходимость, например, обустроить парковку возникает далеко не каждый день.
— Логичным шагом видится выход на рынок строительства дорог. Тогда мы сможем делать объекты под ключ — проектировать, строить, обустраивать. Это выгодно клиентам: им не нужно будет проводить торги отдельно на каждый вид работ, взаимодействовать с разными подрядчиками. Наша задача — снять с них лишнюю нагрузку. В общем, мы стремимся стать предприятием полного цикла.
— Болевых точек много — нехватка светофоров и знаков, пешеходных переходов, тротуаров и освещения. На некоторых участках это удалось исправить по программе "Безопасные и качественные дороги" (БКД). По ней же на многих улицах это еще только предстоит сделать до 2025 года. Но проект рассчитан только на Барнаульскую агломерацию, а в Алтайском крае очень большая сеть дорог. И у муниципалитетов не хватает средств даже на ямочный ремонт, что уж говорить про более серьезные вложения. Выход один — нужно увеличивать дорожные фонды муниципалитетов, дабы они были готовы отвечать за безопасность своего населения.
Сейчас же все муниципалитеты региона, с которыми мы работаем (а их более 50), жалуются: законодательство требует повышать безопасность на дорогах, а денег на это нет. Мы работаем с ними под гарантийные письма, вкладывая свои ресурсы.
— Пешеходные ограждения — одно из важнейших устройств на дорогах, поскольку они обеспечивают безопасность пешеходов, направляя поток людей туда, где можно переходить улицу. Вторая задача — предотвратить выезд автомобилей на тротуары. Когда мы установили ограждения на проспекте Строителей, водители стали возмущаться. А почему? Потому что нововведение не дает им нарушать ПДД. Например, разворачиваться у КДМ вблизи пешеходного перехода.
В Барнауле достаточно других проблемных точек, где также необходимо установить ограждения. При ДТП, когда машины вылетают на тротуары и автобусные остановки, такие конструкции спасают жизни десятков людей. Пример: на перекрестке проспекта Ленина и улицы Гоголя такое происходило минимум пять раз с момента установки ограждений. И никто не пострадал.
Это — главное. Под остальное можно подстроиться. В центральных регионах России такие ограждения ставят сотнями километров и у коммунальной спецтехники есть насадка, которая прометает сквозь ограждение, так что никаких проблем в уборке снега нет.
— Я баллотировалась в Барнаульскую гордуму, и в соседнем со мной округе работал Сергей Войтюк (руководитель регионального исполкома ОНФ. — Прим. altapress.ru). Мне захотелось проявить себя в общественной работе, контролировать исполнение поручений президента. Тем более что я всегда за справедливость, честность и открытость.
Как подрядчик я — исполнитель. А здесь приходится решать более широкий круг вопросов. И это интересно. Например, сейчас мы работаем по тактильной плитке для слабовидящих. Мы вышли на председателя краевой организации слепых Светлану Борисову. Она как эксперт выступила на совещании в минстройтрансе, где обсуждали целесообразность установки тактильной плитки. В итоге решили изучить этот вопрос глубже. Если она в самом деле не приносит пользу, зачем тратить на это деньги?
— В этом проекте ОНФ курирует работы, которые выполняют по проекту БКД. И здесь в основном мы оцениваем качество покрытия. А обустройством инфраструктуры занимаются не только "ДЗА", но и ряд других компаний: "Алтайзнак", "БРИЗ Запад" и другие. Как общественники, исключений мы ни для кого не делаем. Напротив, мне будет очень стыдно, если мое предприятие выполнит взятые на себя обязательства не по ГОСТу! Поблажек нет никому. Нарушили — отвечайте, без личных симпатий к кому-либо из подрядчиков. На работе мы работаем.
Дорожная инфраструктура - не единственный аспект, который я контролирую в качестве эксперта ОНФ. Также в поле моего внимания капремонт, благоустройство и работа с ветеранскими и молодежно-патриотическими движениями.
— Это была идея нашего отдела маркетинга. Мы решили, что когда социальная реклама вызывает эмоции, она выглядит убедительнее. В этом году продолжим действовать в том же ключе: установим у школ 20 дополнительных знаков "Водитель, снизь скорость" с изображением ребенка.
Идей много, на самом деле. Например, в 2017 году мы проработали схему организации велосипедных дорожек в каждом районе Барнаула. Подробности пока раскрывать не буду. В общем, мы — социально ориентированное предприятие, ведь мы же сами в первую очередь водители и пешеходы.
Евгения Михайловна Гущина родилась 12 августа 1982 года в городе Томск-7 (Северск). После школы поступила в Горно-Алтайский госуниверситет на специальность "бухучет, анализ и аудит", позже окончила экономфак новосибирского СибУПК. Начинала карьеру с менеджера в рекламном агентстве, потом работала бухгалтером в столовой, затем стала коммерческим директором в аудиторской компании. С 2005 года развивает собственный бизнес. Любит путешествовать. Замужем, воспитывает троих детей.
29 госконтрактов выиграла компания "Дорожные знаки Алтая" с начала 2016 года.