Тезис №1: "Автоюристы — мошенники"
На конференциях и в прессе страховщики несколько лет твердят, что главный бич ОСАГО — недобросовестные автоюристы. Часто в речи топ-менеджеров страховых компаний слова "автоюрист" и "мошенник" звучат как синонимы. Именно из-за "черных" посредников "автогражданка" становится убыточной, и компании вынуждены уходить с рынка, говорят во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС).
К категории недобросовестных страховщики причисляют тех, кто используя уловки и злоупотребляя правом не дает компании урегулировать убыток в установленный срок и переводит разбирательство в суд, где "раздевает" ее пенями, штрафами и компенсацией морального вреда. Подробно о том, что страховщики говорят о "черных автоюристах" altapress.ru писал в конце 2016 года.
"Среди самых популярных ухищрений — отправить в страховую компанию неполный пакет документов, а в перечне указать, будто в конверте есть все необходимое. Или и вовсе присылают пустой конверт. Пока разберемся - отведенный на урегулирование убытка срок проходит, - утверждает Сергей Ефремов, вице-президент ВСС. и добавляет, что аналогичным образом вторая сторона умудряется не предоставить автомобиль на осмотр.
"Разговоры про пустые конверты — бред. От такого страховщик свободно себя защитит, - говорит Юрий Шаталов и показывает корреспонденту altapress.ru пачку описей с перечнями всех вложенных в письма документов каждому конкретному адресату. Каждая опись заверена подписью оператора отделения и печатью.
Юрий Шаталов,
юрист:
— Иначе как я докажу, что я отослал все документы? Судья скажет: может вы поздравление с Новым годом выслали, откуда мы знаем? И какая тогда обязанность наступает у страховщика? То же самое с предоставлением автомобиля на осмотр. Если в течение пяти рабочих дней машину не показать, компания по закону имеет право отказать в выплате.
Шаталов говорит, что не видит способов, как можно безнаказанно обмануть страховщика и суд. А раз так, то и называть сообщество автоюристов мошенниками категорически неверно.
Юрий Шаталов,
юрист:
— Возьмем конкретный пример. Сейчас мы с клиентом в суде взыскиваем со страховой штраф за несоблюдение сроков урегулирования убытков (20 календарных дней), финансовую санкцию за то, что она не предоставила мотивированный отказ в выплате, и неустойку. И все это предусматривает закон, а не какие-то "недобросовестные юристы". Страховым следует лучше работать, а не перекладывать свои неудачи на других.
Тезис №2: "Мы стали платить как положено"
Страховщики признают: "проблему автоюризма" отчасти они породили сами. Во многих компаниях, в том числе у лидера рынка, компании "Росгосстрах", долгое время была установка: предлагать клиентам лишь 40% от справедливой компенсации. Не согласен — обращайся в суд. И люди привыкли после ДТП идти в первую очередь к автоюристам, а не в страховую.
Но ситуация изменилась. Во-первых, величину ущерба с 2015 года стали считать по единой методике. Ситуации, когда суммы в оценках разных экспертов могли отличаться в разы, теперь в прошлом. Во-вторых, регулятор рынка "Центробанк" усилил надзор за нарушениями. "Страховщики находятся в жестких условиях, что заставляет их строго соблюдать закон. Сейчас, в 2018 году обращаться напрямую к страховщику — это значит иметь гарантию выплаты", - заявляет эксперт ВСС Анна Полина-Сташевская.
Юрий Шаталов,
юрист:
— В ситуациях, когда нет вопросов об обстоятельствах ДТП, страховщики действительно стали платить. Но люди по-прежнему приходят к юристам с делами по занижению выплат. И главная проблема здесь в том, что сумму возмещения рассчитывают по справочникам РСА (Российского союза автостраховщиков — прим. ред.). Как это делается, никто не раскрывает. Цены на оригинальные запчасти в справочниках зачастую существенно занижены, порой до 2-3 раз. Многие жалуются, но в РСА в ответ подчеркивают: указанные цены — средние. Можно найти дешевле, но раз сейчас таких нет — покупайте дороже. И в судах вплоть до Верховного невозможно оспорить сумму ущерба, рассчитанную по единой методике с использованием справочников РСА.
Тезис №3: "С автоюристом можно потерять деньги и даже оказаться за решеткой"
ВСС подготовил памятку для автомобилистов, в которой перечисляет риски при обращении за выплатой. Пункты в ней сформулированы общо.
По просьбе altapress.ru Анна Полина-Сташевская расшифровала наиболее важные. По ее словам, с 2017 года суды подвергают материальным санкциям клиентов, чей представитель предъявляет необоснованные расходы на экспертизу или юридические услуги. Получается, можно заплатить юристу или эксперту хорошие деньги, а вернуть лишь часть этой суммы.
Также можно подвергнуться уголовному преследованию, говорит эксперт ВСС. Это актуально для ситуаций, когда попавший в ДТП человек продает автоюристу право требования страховой выплаты по договору цессии. Если юрист, чтобы получить со страховой компании больше денег, будет фальсифицировать документы, а это вскроется и его признают мошенником, автомобилиста могут привлечь к уголовной ответственности как соучастника. Конкретных примеров подобных ситуаций она привести не смогла.
Также эксперт добавила, что при расторжении договора с автоюристом можно "попасть" на штрафные санкции.
Юрий Шаталов,
юрист:
— Договор, в котором прописаны штрафные санкции за расторжение, противоречит закону. Его легко можно расторгнуть в суде, поэтому этот тезис страховщиков не соответствует действительности. Про риск быть привлеченным к уголовной ответственности и говорить не о чем — где конкретные примеры? Такого нет в юридической практике.
Что касается стоимости юридических услуг, то суды утверждают их исходя из принципов разумности и справедливости. Нельзя заплатить юристу 15 тысяч и попросить написать в исковом заявлении 50. Все равно с ответчика взыщут столько, сколько соответствует сложившейся практики. А вот экспертизу оплатят в размере 100%. Но я не слышал, чтобы в Барнауле кто-либо необоснованно завышал стоимость экспертиз (об этом часто говорят страховщики — прим. ред.).
Куда идти за деньгами
Что делать попавшему в ДТП автомобилисту, желающему получить возмещение ущерба по ОСАГО? Идти в страховую самостоятельно или призвать на помощь автоюриста?
С одной стороны, все последние изменения в ОСАГО подталкивают автовладельцев взаимодействовать со страховыми напрямую.
1. Сейчас уже нельзя сразу пойти в суд, не попытавшись урегулировать убыток в досудебном порядке.
2. В России ввели единую методику оценки ущерба, что сократило количество споров.
3. Статистика показывает, что компании в самом деле стали платить больше. В Алтайском крае в первом полугодии 2017 года средняя выплата выросла 30%. Директор местного филиала компании "Согласие" Владимир Мидонов в недавнем интервью altapress.ru рассказал, что в некоторых случаях после восстановления авто у клиентов остаются деньги на шубы жене.
Получается, резонов обращаться за помощью к автоюристам в самом деле стало меньше, чем 3-5 лет назад. Но все же они есть, считает Юрий Шаталов.
Юрий Шаталов,
юрист:
— Очень важен этап подготовки документов для обращения в страховую. Компании часто "отфутболивают" клиентов, заставляют принести "то, не знаю что". С юристом, собравшим и предоставившим необходимый пакет документов, они так поступить уже не смогут. Далее — часто компании интерпретируют документы таким образом, будто ГИБДД не установила виновное в аварии лицо. В этом случае клиент может рассчитывать только на 50% выплаты.
Доказывать правоту приходится в суде. Это можно, конечно, и самостоятельно. Но нужно знать, как правильно составить исковое заявление, на что сослаться в своей аргументации, как рассчитать моральный ущерб, какие требования заявить и т.д. С юристом в любом случае удастся отсудить больше. И страховщики это понимают, потому и развернули информационную кампанию против представителей. "Пусть лучше в суд приходит дилетант, которого мы сделаем на раз-два" — такова их логика.
Факт
Страховые компании в Алтайском крае в 2017 году через суд вынуждены были платить на 128% больше (относительно суммы основного требования). Источник: РСА.
Цифра
62,7 тыс. рублей — такова по последним данным РСА средняя выплата по ОСАГО в Алтайском крае.
Самое важное - в нашем Telegram-канале