В Алтайском крае для реализации нацпроектов, принятых в 2018 году в продолжение майского указа президента и его обращения к Федеральному Собранию, утвердили 52 региональных проекта. На сайте краевого минэкономразвития размещены их паспорта. Но пока все эти документы выглядят огромным массивом данных (к тому же написанных сложным бюрократическим языком). Разобраться в них не так просто.
Мы изучили состояние рынка, поговорили с экспертами и сделали собственные выводы о том, насколько вероятна реализация тех или иных проектов. За основу мы взяли 10-балльную шкалу.
Проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
Вероятность реализации: 7
Суть
Сделать так, чтобы в России (и в Алтайском крае в частности) больше половины региональных дорог соответствовали нормативам, а в городах и пригородах их долю нужно довести до 85% — то есть дороги там должны стать почти идеальными. При этом количество аварийно опасных участков за шесть лет нужно снизить в два раза, а смертность должна уменьшиться почти втрое.
Есть и другие амбициозные цели. Например, нацпроект ставит задачу снизить число перегруженных участков на федеральных дорогах.
Документ также предписывает региональным властям поменять взаимоотношения с подрядчиками. Предполагается, что из года в год они должны заключать с ними все больше контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Это значит, что подрядчику нужно не только построить дорогу, но и пять–семь лет содержать ее. Сейчас это часто делают разные компании. И возникают ситуации, когда подрядчик снимает объект с гарантии из-за того, что другая организация неправильно его содержала — не чистила снег и не отводила воду, например. КЖЦ решает эту проблему.
49 млрд рублей — столько всего планируют потратить на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Алтайском крае до 2024 года.
Что есть сейчас
В Алтайском крае доля региональных дорог «в нормативе» — 38%, в Барнауле — 63%, в Бийске — 47%. Это показало инструментальное исследование опорной сети трасс по заказу минтранса в 2018 году. Перегруженных участков федеральных трасс практически нет (меньше 1%).
Организационно дорожная отрасль готова работать по нацпроекту. За 2017–2018 годы ее руководители натренировались на федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». Подход был похожий: регионам доводили федеральные деньги и конкретные целевые показатели, край и муниципалитет софинансировали работы, а процессом руководил проектный офис из представителей краевого минтранса, «Алтайавтодора», ГИБДД, мэрии Барнаула, общественников и других. Такую же схему предполагает и нацпроект.
Риски
Одна из задач проекта — сделать города и трассы безопасными. Предполагается, что за шесть лет смертность от ДТП должна снизиться с 11 до четырех человек на тысячу населения. Это крайне амбициозная задача. Чтобы ее достичь, власти будут развивать по краю сеть комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД (со 164 до 382), устанавливать ограждения и светофоры, усиливать пропаганду и предпринимать другие меры, но эффект от них никто гарантировать не может.
Второй вызов — рост цен на битум, один из основных компонентов асфальта. Цена на него с февраля 2016 года выросла с 12,5 тыс. рублей за тонну до 21 тыс. «По прогнозам, летом его цена поднимется до 32 тыс. Тогда мы ни в какие сметы не уложимся!» — сказал altapress.ru директор «Барнаульского ДСУ № 4» Николай Данилин.
Есть вопросы к КЖЦ. Проблема в том, что в законодательстве нет такого понятия, бюджет не планируется на пять–семь лет, и денег на содержание региональных и городских дорог выделяется не больше 20% от норматива. В таких условиях невозможно заключать подобные контракты, поэтому все регионы попросили федеральный центр отложить переход на них. Но пока решение не принято.
Дмитрий Коровин,
заместитель министра транспорта Алтайского края:
Долгое время доля региональных дорог, соответствующих нормативам, в крае держалась на одном уровне. Чтобы совершить качественный рывок, нужно было кратное увеличение финансирования. И оно произошло. Если в предыдущие годы мы могли вкладывать в ремонт дорог по всему краю 2,5–3 млрд рублей, то в ближайшие три года эта сумма приблизится к 6 млрд.
Уже в 2019 году мы планируем отремонтировать 915 км краевых трасс — от простой замены верхнего слоя до реконструкций. Такого объема у нас никогда не было: раньше мы могли обновить максимум до 700 км. С учетом объемов в Барнаульской и Бийской агломерациях мы приведем в порядок больше тысячи километров.
Самое важное - в нашем Telegram-канале