"Труд за бесценок"
Забастовочный прецедент, вообще-то, в Алтайском крае уже был. Но давненько. Лет 10 назад владельцы частных подворий в отдельных районах края тоже бастовали - и по этой же причине. Молоко тогда рухнуло до 12-14 рублей за литр.
И вот сейчас, спустя столько времени, дело идет к той же цене. В Шипуновском, Волчихинском районах молоко стоит уже 17 рублей. В Михайловском — и того меньше: 15. Снижение на 5 рублей за две недели. И «добрые» закупщики обещают: к маю будет 10.
Подписчица Instagram правительства края еще 6 мая просто взывала о помощи. Мама живет в Краснознаменке Курьинского района, написала она. Держит коров. Цены на молоко в районе валятся - разберитесь же в конце-то концов.
«Мы уже не знаем куда обращаться. В магазинах молоко не дешевеет, почему мы должны свой труд отдавать за бесценок»? - написала женщина.
Цены на "молочку" в рознице и вправду стоят, почти как вкопанные. Сравниваем данные Алтайкрайстата за 13 апреля и 12 мая. Молоко в среднем по краю подешевело лишь на 57 копеек (с 54,14 до 53,57 рублей за литр). Сливочное масло - меньше чем на 1%: с 497 до 494 рублей.
А сметана и сыр и вовсе подорожали (!). Сметана, к примеру, с 161 до 163 рублей за кило, приводит данные Алтайкрайстат.
«Для крестьян это унижение»
В том же Instagram возмущенной подписчице отвечает управление пищевой и перерабатывающей промышленности: "Ежегодно, начиная с апреля, закупочные цены на сырое молоко имеют тенденцию к снижению. Это явление наблюдается не только в Алтайском крае, но и во всех регионах России, и даже во многих европейских странах".
Этот фактор сезонности и колебаний рынка нельзя исключить, просвещает автор ответа подписчицу... Но владельцам частных подворий от ссылки на сытую Европу и рыночные тенденции явно не легче. При этом кое-кто из них вспоминает добрым словом прошлый год - тогда же было иначе.
«В том году цена все лето держалась 21-21,50 рублей за литр. И люди ожили! А сейчас все говорят: надо народ поддержать. А получается наоборот. Цены в магазинах на многие товары растут. Для тех, кто коров держит, это как унижение», - говорит депутат Тугозвоновского сельсовета Алексей Кобяков (Шипуновский район).
"Теряем по 75 рублей в день с коровы"
Цены на сырое молоко в этом году действительно начали снижаться в апреле - тут никакой ошибки нет. Зимой с частных подворий закупали молоко по 24 рубля за литр, вспоминает Алексей Кобяков. В апреле цена опустилась до 21. Но то, что происходит сейчас - это уже ни в какие ворота не лезет.
«Нормальный хозяин не держит корову, которая дает меньше 14-15 литров в день. Если даже взять, что на пять рублей цена упала, то с каждой коровы он уже потерял по 70-75 рублей в день, за месяц - по 2-2,5 тысячи», - посчитал Кобяков.
На личном подворье у кого пять коров, а у кого и 15 - вот и считайте, сойдется ли семейный бюджет. «Зимой тюк сена в 5 центнеров стоил тысячу, сейчас, если сенокос начнется, будет стоить 700. А их надо как минимум 10 на одну корову заготовить. Плюс прививки», - объясняет Кобяков.
«За лето с таким уровнем цен даже и на заготовку корма на зиму не удастся накопить. А с 4-5 головами КРС это порядка 70 тысяч рублей, - объясняет подписчица правительственного Instagram.
"Это не по-крестьянски"
Забастовка — это, понятно, крайняя мера, и пошли на нее люди, потому что больше не понимают, что еще можно сделать. Единственный способ заработать во многих селах - сдавать продукцию с частных подворий.
Решение не сдавать молоко (а может, и выливать на землю - это пока не решено) приняли на сходах сразу в пяти селах Михайловского района в минувшие выходные, сообщили «Вести Алтай». Такое же решение, по данным журналистов, приняли и в трех селах Волчихинского района.
Не все это считают разумным. Да, скандал громкий. Да, теперь, наверное, услышат. Чтобы поднять волну - сойдет. А будет ли толк?
«В понедельник поехали сборщики молока и народ отправил их всех обратно... Но я считаю - это ошибочное решение. Бастовать, вообще не сдавая? Это не выход.
Если уж сумели организовать забастовку, значит - организовываться умеем. Надо использовать это. Объединиться, предлагать большие партии молока и свои условия по ценам. А выливать молоко... Не по-крестьянски это как-то», - говорит фермер Андрей Кожанов из Михайловского района.
У Кожанова в сельхозпредприятии большое стадо, каждый день сдает по 10 тонн молока. Цены и для него упали, хотя и не так значительно - на 2 рубля. Но он знает: молокозаводы и скупщики не хотят терять его как поставщика - он ведь поставляет его крупными партиями и со стандартно хорошим качеством. Поэтому готовы "подвинуться" в цене.
"Со мной разговаривать сложнее - я один. А частников море. У нас зимние надои достаточно высокие, большого колебания объемов нет, зимой, когда существенный дефицит молока, мои поставки занимают в структуре поставок нашего переработчика 10-15%. Если меня начать прессовать — я уйду к другому", - продолжает фермер.
Спрос упал
Между тем, мало кто сейчас в селе (да и в городе) понимает, почему цены рушатся и готовы, если верить скупщикам, дойти до уровня 10-летней давности. Сборщики молока утверждают — покупатели в магазинах стали меньше тратить.
Кто-то из-за пандемии COVID-19 дома сидит, лишнюю копейку экономит. Кто-то вообще без зарплаты остался. Словом, спрос на продукты сильно упал, в том числе платежеспособный. Ну и, конечно же, на рынок давит летнее молоко.
Правда, еженедельный анализ Сбербанка не подтверждает сокращения затрат россиян на продовольствие (конкретно "молочку" аналитики не выделяют). Наоборот - они растут: с 11 по 17 мая покупки в продмагах увеличились в деньгах на 8,6% (к такому же периоду 2019 года). В банке пришли к выводу: спрос воскрес.
Но, возможно, более дорогие продукты вроде сыра и масла, требующие для производства большие объемы молока, все же стали покупать меньше, и рост спроса обеспечила богатая Москва (цифры-то усредненные).
Фермер Андрей Кожанов рассказывает: ходят слухи, будто бы Россия закупила крупную партию какой-то молочной продукции из Южной Америки, и если какие-то объемы пришли сюда — они тоже давят на цену. «Насколько это соответствует действительности — неясно», - продолжает он.
Подтверждения поставок из Южной Америки altapress.ru пока обнаружить не удалось. А вот таможня выдает такие цифры: за первые два месяца 2020 года на 20% вырос импорт в Россию сливочного масла, на 14% - сыров и творога (к такому же периоду 2019 года).
Но сейчас, похоже, уже не это главное. Главный вопрос - что делать?
«А на что жить?»
В краевом управлении пищевой и перерабатывающей промышленности дают жителям старый совет: создать или вступить в кооператив.
«Это поможет обеспечить концентрацию крупных объемов сырого молока, его первичную обработку и реализацию на молочный завод по цене первого сорта, сопоставимой с ценой продукции от общественных хозяйств, а также снабжать членов кооператива племенным молодняком скота и птицы, более дешевыми кормами», - приводит «Вести Алтай» слова начальника управления Александра Большакова.
Сейчас ведомство рекомендует жителям обращаться в антимонопольную службу. К слову сказать, заявления в краевое УФАС уже поступают - надеются, как на "скорую помощь", потому что больше не на кого.
Между тем, расследование антимонопольщиков займет время - в 2018 году на это потребовалось полгода. Сайт службы сообщает: анализ документов начат. И ведомство выясняет, есть ли признаки заключения антиконкурентного соглашения о одновременном установлении одинаковых цен на молоко (без наличия на то объективных причин).
Тем временем жители сел, еще сохранившие у себя на подворьях скотину, говорят, что коров, похоже, придется продать — их содержание становится нерентабельным. Многие при этом задаются вопросом: ну ладно, коров у частников не будет, страна без молока не останется. А жить-то им на что?
Самое важное - в нашем Telegram-канале