Записали в должники
Осень 2016 года для фермера Сергея Демиденко из Бийского района выдалась тяжелой. Непрекращающиеся дожди сводили на нет все усилия провести уборку в оптимальные сроки. В редкие погожие «окна» надо было мобилизиваться, а техники и людей не хватало.
Тут как нельзя кстати подвернулась фирма «СельтрансАлтай», предложившая хозяйству зерноуборочные комбайны CLAAS. На условиях — мы вам технику и механизаторов, вы — часть убранного на ней урожая. Фермера это вполне устраивало.
Сергей Демиденко,
руководитель КФХ в Бийском районе:
— Каждый день был на счету, а мы все никак не могли подписать договор. Здесь, на месте, ничего не решалось. Все документы отправлялись в Москву на утверждение. Когда наконец забрали технику, были в шоке. Выяснилось, что работать на ней невозможно.
Оказалось, что мощные CLAAS MEGA 370 требуют мега-ремонта. В комбайне, доставшемся Сергею Демиденко, нужно было поменять масло и фильтр, установить новый генератор со стартером. А это не только серьезные затраты, но и потеря драгоценного времени. Запчасти на импортную технику только ждать пришлось больше недели.
Появилась и другая проблема: представители «СельтрансАлтая» неожиданно сообщили, что механизаторов нет.
Сергей Демиденко,
руководитель КФХ в Бийском районе:
— Они попытались оправдаться, что кто-то из работников запил, кто-то заболел. «Ты своего человека посади на комбайн, а мы дальше подключимся», — сказали в «СельтрансАлтае». Выхода у меня другого и не было.
Как рассказывает Сергей Демиденко, фирма-«помощник» исправно забирала полученный урожай. Фермер отдал «СельтрансАлтаю» 20% зерна, обмолоченного на предоставленной технике. Тот, что из-за дождливой погоды и постоянно ломающегося комбайна не удалось полностью обработать оговоренную в договоре площадь, никого не смущало.
Отношения у партнеров оказались настолько доверительными, что «СельтрансАлтай» оставил у фермера комбайн на хранение. Забрали его только летом 2017 года.
Через пару дней Сергею Демиденко позвонили: «Вы должны 500 тысяч рублей».

Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства в Шипуновском районе Юрий Луцев оказался в аналогичной ситуации. Ему, как и Демиденко, в 2016 году предложили услуги по уборке. Комбайнов в хозяйстве не хватало, условия сотрудничества были достаточно выгодными. Фермер согласился.
Юрий Луцев,
руководитель КФХ в Шипуновском районе:
— Позже стало понятно: техника у «СельтрансАлтая» сломанная, механизаторов нет. Мне обещали, что проблем не будет и все учтется. В итоге оказалось, что это я еще должен: якобы за то, что не предоставил нужную площадь для уборки. Бред какой-то! Я поля забором не обносил.
Юрию Луцеву предъявили требований на 2,5 млн рублей.
Перепродали по-быстрому
Юрист из Бийска Сергей Фатеев представляет интересы хозяйств, втянутых в эту сомнительную историю. Он рассказывает: сейчас известно о девяти подобных случаях.
Фирм, якобы оказывавших услуги по уборке урожая, было две — уже упомянутый «СельтрансАлтай» и «Динамика Сибири». Учредителями обеих являются Леонид Лебедев и Алексей Языков. Последний имел непосредственное отношения к «Изумрудной стране». Он значился руководителем ПАО «Бийский спиртзавод», ликвидированного в ноябре 2016 года.
То, что предоставленные комбайны CLAAS были «наследством» разорившегося агрохолдинга, фермеры не сомневаются. По их мнению, изначально техникой распоряжалась московская компания «РОЭЛ», специализирующаяся в том числе на реструктуризации и реформировании банкротных предприятий «Россельхозбанка».
Затем она перешла фирме «Раздолье», директором которой является Леонид Лебедев, а потом уже в «СельтрансАлтай» и «Динамика Сибири».
Как позже выяснилось, в мае 2017 года две эти фирмы уступили права требования на взыскание всех возможных санкций, процентов и штрафов по договорам с алтайскими фермерами некой московской компании «СУЭР». Та в свою очередь оперативно передала все частному лицу Виктору Алексееву.
Из открытых источников известно, что он — московский юрист, является соучредителем компании, специализирующейся на правовом сопровождении. Также Алексеев значится в качестве гендиректора некой «Частной службы вагонного хозяйства», «корни» которой в оффшорах на Британских виргинских островах.

«Город паразитов»
Летом 2017 года в хозяйства начали поступать устные претензии с требованием денег, а в октябре иски «полетели» в суд. Как следует из официальных документов, Алексеев хочет взыскать с каждого сельхозпредприятия убытки в виде непереданного урожая, начисленную на них пеню, а также штраф за непредоставление земельных участков для оказания услуг.
Сумма с учетом переуступок оказалась немаленькая — 65 млн рублей на всех. Только у Юрия Луцева из Шипуновского района с первоначальных 2,5 млн рублей она возросла до 12 млн, у Демиденко — с 500 тысяч до 4 млн.
Судьба этого дела решается далеко от Алтайского края — в Москве. Сергей Фатеев полагает: сделано это специально, чтобы затруднить сельхозпроизводителям доступ к правосудию.
Сергей Фатеев,
юрист:
— Совершение серии сделок цессии в конечном итоге позволило Алексееву ввести фирму «СУЭР» в дело в качестве соответчика и выбрать подсудность дела в Тверском районном суде города Москвы по месту нахождению «СУЭР». В то же время, во всех договорах прямо указана договорная подсудность по судебному рассмотрению споров в арбитражном суде края.
В целом же цепь перепродаж сомнительных долгов алтайских фермеров юрист считает подозрительной. Один лишь факт, что директор «СУЭР» Андрей Лодыгин является руководителем и учредителем еще более 20 фирм, наводит на определенные мысли.
Сами алтайские сельхопроизводители в выражениях не стесняются. Юрий Луцев всю эту историю считает наглым мошенничеством, а Москву, где теперь рассматривается его дело, в открытую называет «городом паразитов».
Опасный прецедент
По словам Сергея Фатеева, в столичном суде к чаяниям алтайских фермеров, оказавшихся в неоднозначном положении, отнеслись без энтузиазма. Требование юриста отложить рассмотрение дела во внимание принято не было. А между тем, время сейчас является для них главным фактором успеха.
Чтобы доказать свою правоту, алтайские аграрии обратились в краевой арбитраж с иском о признании договоров с «СельтрансАлтаем» ничтожными. Ведь как такого оказания услуг со стороны фирмы не было.
Предварительное заседание по этому делу уже состоялось. Если краевой арбитраж встанет на сторону фермеров, доказывать свою правоту в Москве им будет уже легче.
В противном случае все они окажутся на грани разорения. А само дело с комбайнами может оказаться прецедентным и затронуть другие местные хозяйства. Многочисленная техника «Изумрудной страны» в свое время расходилась как горячие пирожки.