По делу проходили пятеро: экс-директор филиала «Россельхозбанка» Евгений Роговский и его бывший зам Константин Гладышев, руководитель «Изумрудной страны» Ольга Антипина, бывший глава ряда предприятий ассоциации (и недолгое время ее президент) Михаил Колесников и экс-директор одного из предприятий агрохолдинга Елена Павловская.
Как сообщили altapress.ru в Октябрьском райсуде, все обвиняемые признаны виновными. Наказание, согласно приговору райсуда, они должны понести следующее:
- Роговский — 8 лет 6 месяцев с отбыванием в колонии общего режима, штраф 900 тыс. рублей
- Антипина — 6 лет 6 месяцев с отсрочкой отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста (колония общего режима), штраф 900 тыс. рублей
- Гладышев — 5 лет и 3 месяца (колония общего режима), штраф 450 тыс. рублей
- Колесников — 4 года (колония общего режима), штраф 400 тыс. рублей
- Павловская — 3 года условно, штраф 50 тыс. рублей.
Роговскому, Гладышеву и Колесникову также запрещено занимать руководящие должности в течение трех лет. Их взяли под стражу в зале суда.
Напомним, прокуратура требовала назначить Роговскому 12 лет, Антипиной 10, Гладышеву 8, Колесникову 4. Елене Павловской — 4 года условно.
Обвиняли друг друга
Подробно свидетельские показания, которые дали обвиняемые на суде, описаны агентством «Банкфакс». Свою вину полностью признала только Елена Павловская — ее обвиняли в мошенничестве в особо крупном размере, пишет агентство. Гладышев согласился с обвинением по статье «злоупотребление должностными полномочиями», вину в мошенничестве не признал.
Антипина же вину не признала, заявила, что скупала неликвидные предприятия и брала кредиты от лица их руководителей по настоянию экс-директора алтайского филиала «Россельхозбанка» Евгения Роговского. Ему это было нужно, чтобы улучшить показатели банка. Якобы он даже угрожал ей: если она не будет этого делать, то прекратит кредитование.
За услуги, как заявила Антипина, банкир потребовал от нее сначала ряд нежилых помещений, а затем и три автомобиля — Mercedes-Benz, Range Rover и Toyota Land Cruiser. А потом еще и зарплату — 300 тыс. в месяц и продукты.
Евгений Роговский свою вину полностью отрицал. Он пояснил, что все решения о кредитовании принимались коллегиально, и после проверок внутренних служб банка. На сотрудников банка он не давил, а упомянутые Антипиной машины и помещения получил в аренду (как компенсацию за долги).
Его бывший зам Гладышев утверждал, что Роговский и Антипина угрожали ему увольнением, если он доложит «наверх» о нарушениях при кредитовании, и обязали его обеспечивать положительные решения при выдаче кредитов.
Отрицал свою вину и Михаил Колесников. Он был руководителем ряда предприятий, но реальными полномочиями не обладал, все решения принимала Антипина. Заявки на получение кредитов подписывал не он.
Как все началось?
Ольга и Александр Антипины до 2002 года занимались недвижимостью в Барнауле и поставками ГСМ сельхозпредприятиям. В 2002 году они купили попавший в тяжелую ситуацию госплемзавод «Покровский» и создали на его базе акционерное общество «Изумрудный».
СМИ писали, что позвал их заняться аграрным бизнесом тогдашний глава Краснощековского района Алексей Ююкин.

Покупали падающее
В дальнейшем Антипины покупали как отдельные хозяйства, так и целый бизнес. В деловом сообществе их между собой называли «шакалами сельского хозяйства» — в том смысле, что они приобретают упавшие или падающие хозяйства.
Характерный пример: после того, как Алексей Ююкин, ушедший в бизнес с поста главы района, вместе с сыновьями затеял, а потом провалил крупный сельхозпроект в Курьинском районе, принадлежавшее им хозяйство «Чарышское» в селе Трусово Курьинского района выкупили именно Антипины.
Им достались загубленные коровы из ФРГ, горы невывезенного навоза и большие долги. Поднять предприятие новые руководители так и не смогли.
Динамичный рост
В 2008 годах «империя» семьи сделала рывок в развитии: площадь земельных угодий увеличилась в четыре раза. Примерно в это же время у предпринимателя Григория Гаврилова они купили целый блок предприятий, включая «Алтайград» (в него входит спичечная фабрика) и группу зерноперерабатывающих предприятий в Бийске и Заринске.

К 2011 году под контролем Антипиных было уже 50 предприятий в 31 городах и районах края, 338 тыс гектаров пашни и 52,3 тыс. голов КРС (в том числе более 20 тыс коров). На «Павловской птицефабрике» содержали 252 тыс. кур-несушек.
Причем юридических лиц, созданных по инициативе Антипиных, было, по некоторым данным более 150. Правда, многие из них существовали только на бумаге и как заемщики у банка.
Бизнес Антипины вели не только в Алтайском крае: к примеру, компания «Эль-Тур» (учредитель Ирина Виноградова) владела гостевым домом «Версаль» в Геленджике.

Расширение их бизнеса шло настолько быстро, что в бизнес-сообществе курсировали слухи, будто бы реальный собственник — супруга экс-мэра Москвы Елена Батурина. Ольга Антипина какую-либо связь с ней отрицала.
Управление империей
Управление бизнес-«империей» строилось по принципу отраслевых министерств. За стратегию и финансы отвечала, в основном, Ольга Антипина, за торговое направление, туризм и общепит, вероятно, ее сестра Ирина Виноградова, переработку Евгений Виноградов, материально-техническое снабжение Александр Виноградов, аграрное направление Николай Хомайко.

Александр Антипин непосредственно руководил работой части предприятий и был председателем совета директоров ассоциации «Изумрудная страна». Но в целом роль каждого из топ-менеджеров до сих пор не понятна. Ясно лишь, что ключевую роль играла Ольга Антипина.
Развивались на кредиты
Антипина утверждала, что успех всего этого бизнеса — в правильно выстроенном взаимодействии между производством, переработкой и торговлей. Под контролем семьи действительно был замкнутый цикл — от поля до прилавка.

Однако после того, как в конце 2011 года «Россельхозбанк» остановил кредитование группы, предприятия начали «сыпаться» — очевидно, без постоянного притока новых кредитов и замкнутый цикл не обеспечивал столь бурный рост.
Впрочем, Антипина утверждала, что около 75% кредитов, которые они возвращают предприятие, «наследственные», поэтому и требуется перекредитовка. В 2012 году представители «Изумрудной страны» заявили, что имеют кредиты на 19,8 млрд рублей. Для сравнения: в 2011 году кредитный портфель алтайского филиала «Россельхозбанка» составлял около 30 млрд.
Уголовное дело
Уголовное дело управление ФСБ по Алтайскому краю возбудило в 2012 году. До этого головной офис банка провел в филиале «Россельхозбанка» несколько проверок, причем первая нарушений не обнаружила.
Но проверки не прекратились. В мае 2012 года директор филиала Евгений Роговский был все же уволен и арестован вместе со своим замом Константином Гладышевым. В разное время аресту подвергались также Ольга Антипина и Михаил Колесников.
Под домашним арестом находилась Ирина Виноградова — ее дело было выделено в отдельное производство и рассмотрено в 2015 году. Виноградовой дали два года с отсрочкой исполнения приговора на 12 лет — у нее маленькие дети.

Судебный процесс
В суд дело передали в конце 2016 года. Фигуранты обвинялись в злоупотреблении своими управленческими функциями и мошенничестве.
Как полагало следствие (и суд с ним согласился), Роговский и Гладышев создали незаконный порядок беспрепятственного предоставления кредитов предприятиям, подконтрольным Антипиной.
Заявки на кредиты этих предприятий рассматривались формально и без обязательного отнесения юрлиц к одной группе связанных заемщиков. А также без проведения надлежащей проверки и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Не проверялось и наличие залога.
От имени предприятий «Изумрудной страны» документы на кредиты предоставлялись подложные (результаты работы компаний-заемщиков завышались), кредиты были заведомо безвозвратные. Ведь у компаний-заемщиков были долги, а залога, наоборот, не хватало. По факту они просто не могли обслуживать новые кредиты — но их выдавали.
Практиковали в «Изумрудной стране» и подделку подписей директоров — не все из них даже знали, что подписались под кредитными договорами. Были среди них и псевдодиректора — по бумагам они значились генеральными, а по жизни работали завсклада или директором магазина.
Суд счел доказанным, что Антипина (при содействии Колесникова, Виноградовой и Павловской) похитила и потратила в личных целях более 2 млрд. рублей.