Прогнозы
В марте 2022 года прогнозы звучали апокалиптически: с безработицей могут столкнуться до 10% экономически активного населения, предполагали самые горячие головы. А если случится каскадное банкротство компаний и гиперинфляция, показатель будет еще страшнее.
В мае одна из самых авторитетных экспертных организаций - Центр стратегических разработок – тоже выдала грустный прогноз: к концу года в 16 регионах безработица возрастет вдвое (относительно уровня января-марта), а в 53 регионах – минимум в 1,5 раза. Алтайский край был из тех, кому предстояло пережить рост в 1,5 раза.
И даже эксперты Минтруда России, обычно не склонные сеять панику, считали весьма вероятным рост безработицы осенью, писал "Коммерсантъ".
Факты
Однако в октябре в том же Минтруде России констатировали: ситуация на рынке труда в России остается стабильной. Уровень регистрируемой безработицы - всего 0,8%. А по оценке Международной организации труда - 3,9%. Такого, что называется, старики не припомнят.
В Алтайском крае с официальной безработицей тоже все хорошо. Она плавно сокращалась весь год, достигнув в октябре самого низкого за всю современную историю уровня: 9 398 человек, или 0,8% к трудоспособному населению.
Для сравнения: на 1 января зарегистрированных безработных в крае было 16 272, то есть больше, чем в октябре, на 42%.
Спецоперация
Впрочем, в момент, когда эксперты объявили о грядущей катастрофе на рынке труда, ситуация действительно внушала тревогу. После начала военной спецоперации работодатели притормозили наем работников.
Если в феврале они наращивали количество вакансий, то в марте тенденция развернулась. Максимальный спад их активности наступил в апреле, рассказали altapress.ru в компании интернет-рекрутинга HeadHunter (hh.ru).
Так, в Алтайском крае количество вакансий в апреле сократилось в целом по рынку на 13% (к январю). А в “добыче сырья” - на 51%, в “медицине и фармацевтике» - на 11%, в таких сферах как “туризм, гостиницы, рестораны” и “строительство, недвижимость” - на 4%.
Однако уже в мае спад остановился. Предприятия адаптировались к шоку и, начиная с июня, их активность в поиске персонала снова начала расти.
При этом уход с рынка иностранных компаний к росту безработицы не привел. В HeadHunter объясняют это так.
Во-первых, часть компаний передали активы новым собственникам или топ-менеджерам, и люди снова начали работать на тех же местах, но под новым управлением. Во-вторых, многие из уволенных получили крупные выплаты – по 8–12 окладов, мотивации выходить на открытый рынок труда у них пока нет.
«Прогнозируем, что тенденция может измениться уже через полгода, ближе к весне, но число кандидатов будет невелико”, - полагает Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности.
Мобилизация
Надо сказать, что сильно осложнила наем персонала частичная мобилизация – по крайней мере, в первые недели. Соискатели-мужчины перестали отвечать на звонки рекрутеров, поскольку те звонят с неизвестных номеров. «По нашим данным, можно говорить о недозвоне почти в 50% случаев», - говорит Наталья Данина.
Но на поведение работодателей мобилизация повлияла мало. Количество вакансий в октябре сократилось в целом по Сибири на 1,4% (к сентябрю). В Алтайском крае - на 5,8%.
“Рынок труда отреагировал удивительным образом: мы увидели лишь небольшое снижение. Кажется, что каждое новое потрясение делает рынок труда сильнее. Он подстраивается под новые «шоки», реагируя на них все более сглажено», - объяснила Наталья Данина.
Экономика
Собственно, у алтайских работодателей не так много поводов сокращать наем работников. Ведь экономика продолжает расти: ее стимулирует рост гособоронзаказа, импортозамещение, госинвестиции и госпрограммы.
При этом «свободных» людей на рынке труда становится все меньше (почему - читайте здесь), и в Алтайском крае ситуация острее, чем во многих других регионах.
А в 2022-м дефицит стал еще жестче из-за сокращения притока трудовых мигрантов - они переориентировались на другие страны. Роль мобилизации и утечки мозгов за границу в этом деле еще предстоит оценить.
Ну, а в итоге предприятия "выгребли" с рынка труда все, что могли: рекордно низкая безработица - прямое следствие дефицита кадров. В восьми из 28 профессиональных сфер региона нехватка работников острейшая, объясняют эксперты hh.ru.
Самый жесткий кадровый голод - в «добыче сырья», где в октябре было подано лишь 0,2 резюме на одну вакансию. В «строительстве и недвижимости» - 0,5 резюме, в категории «рабочий персонал» - 0,6, «банки, инвестиции, лизинг» - 0,7, «медицина и фармацевтика» - всего 0,8, приводит данные hh.ru.
При этом комфортный для рынка труда показатель – пять резюме на одну вакансию, объясняют в hh.ru. В крае же он составляет лишь 3,7 в среднем по рынку.
Оптимизация
По оценкам правительства края, в ноябре спрос на кадры оставался высоким. По некоторым профессиям квалифицированных рабочих он превышал предложение в 6-8 раз.
Между тем, Лилия Эсауленко отмечает тревожные признаки на рынке труда: сокращение спроса на персонал в профессиональных сферах, где раньше всегда была плюсовая динамика - например, в «добыче сырья» и «строительстве», в категории «рабочий персонал».
И, надо сказать, отдельные предприятия уже сообщают о новой кадровой стратегии. Так, представитель «Барнаульского пивзавода» рассказал в ходе экспертного совета «Алтапресса», что предприятие перестало нанимать новых работников вместо уволившихся. Нагрузку перераспределяют на оставшихся, и это уже привело к росту производительности труда.
«Работу эту мы начали в этом году, потому что люди стали массово увольняться и переходить на другие предприятия. И это не секрет – у нас далеко не самая большая зарплата. В некоторых отделах осталось буквально около половины от штатной численности. Пока работа всех устраивает», - рассказала Алена Вдовина, представитель БПЗ.
Добавим, что количество официально зарегистрированных безработных в крае в ноябре все же увеличилось, достигнув 11,7 тыс. человек, или 1,1%. Но пока неясно, можно ли это трактовать как начало новой тенденции.
А тем временем часть бизнеса оценивают экономические перспективы без оптимизма. Так, почти четверть топ-менеджеров (24%), опрошенных минэкономики края, прогнозируют снижение объемов производства в четвертом квартале (а всего опросили 107 руководителей).
33% ожидают снижения спроса на продукцию. 27% прогнозирует сокращение объема заказов на внутреннем рынке, а 37% - снижение прибыли. Что будет по факту и как изменится безработица? Поживем - увидим.
5 фактов о рынке труда в Алтайском крае
- Средняя зарплата, которую предлагали алтайские работодатели в октябре, составила в среднем 42 615 рублей, по данным hh.ru. Это больше, чем года назад, на 6%.
- Средняя зарплата, предлагаемая работодателями в Сибирском федеральном округе, в октябре составляла 52 224 рублей.
- Алтайский край по итогам III квартала попал в топ-10 регионов, где работники демонстрируют наибольшую уверенность в том, что им не грозит увольнение.
- Особенно уверенно ощущают себя на рабочем месте представители профессиональных сфер «Медицина, фармацевтика» (82% считают, что работодатель их не уволит), «Безопасность» (80%) и «туризм, гостиницы, рестораны» (76%).
- Профицит кадров в Алтайском крае по итогам октября зафиксирован только в двух направлениях: начинающие специалисты и студенты (7,9 резюме на вакансию) и юристы (7,7).
Самое важное - в нашем Telegram-канале