По последним данным Ассоциации страхователей жизни, страховые компании (СК) за девять месяцев 2015 года собрали в России более 95 млрд рублей. Это на 13,6% больше, чем за те же месяцы прошлого года. Показатель для кризисного времени может показаться неплохим, но последние годы рынок страхования жизни показывал рост около 50% ежегодно.
Однако даже при такой многолетней динамике компаниям не удалось добиться хороших показателей проникновения их услуги. Если в США и Западной Европе страхование жизни составляет 7–8% от ВВП, в Восточной Европе — 1,5–2%, то в России этот показатель — 0,15%. И во владельцев СК это вселяет оптимизм — слабый охват сулит возможности для развития.
Четыре направления
Страхование жизни — особый сегмент страхового рынка. Чтобы работать на нем, российские страховые компании должны создавать отдельные юрлица. Именно поэтому они обзаводятся подразделениями с названиями вроде "Согласие. Вита", "Альфа страхование — жизнь" и т. д. Топ самых востребованных СК в сфере страхования жизни отличается от первой десятки общего рейтинга компаний. И это следует учитывать при выборе партнера.
Всем привычное рисковое страхование жизни (когда вы покупаете полис на небольшой срок (как правило, на год) и получаете выплату, только если произойдет страховой случай), как оказалось, приносит компаниям всего 0,6% сборов. Это при том, что данный продукт, конечно, самый массовый. Но величина средней премии невысокая — всего 755 рублей.
Самый маржинальный и привлекательный для компаний вид страхования жизни — кредитный. Это тот полис, который берут при получении займа в банке. Во многом это вмененная услуга — если заемщик не соглашается ее приобрести, банки или повышают ему процентную ставку, или и вовсе отказывают в кредите. Кредитное страхование в течение пяти последних лет было основным драйвером рынка и на волне потребительского бума приносило в копилку страховщиков жизни до 65% сборов.
Но сейчас этот вид демонстрирует спад и занимает около 40% рынка. Кредитное страхование по-прежнему остается "дойной коровой" для компаний, но ставку на него уже не делают. Руководители компаний прогнозируют, что доля этого вида и дальше будет сокращаться, а Центробанк станет уделять ему больше внимания и устанавливать разного рода ограничения.
На этом фоне продолжают набирать вес два других сегмента. Так, программы накопительного страхования жизни с 2011 по 2014 год показали трехкратный рост, а программы инвестиционного страхования жизни за то же время — 18-кратный. На каждый из них на сегодня приходится уже примерно по трети собранных премий.
Факт
Топ-3 компаний на рынке страхования жизни в Алтайском крае: "Сбербанк страхование", "Росгосстрах — жизнь", "Альфа страхование — жизнь".
Копим и инвестируем
Накопительное страхование жизни рассчитано на длительные отношения с компанией — минимум на пять лет. Название говорит само за себя: человек может копить деньги и быть при этом застрахованным. Клиент оговаривает со страховой компанией, какую сумму планирует накопить, а затем периодически (раз в месяц, квартал или год — как удобно) делает отчисления. Когда к концу действия договора накапливается нужная сумма, он получает ее и дополнительный доход (проценты).
Обычно проценты невелики — в пределах 3–7% годовых — и зависят от результатов инвестиционной деятельности компании. Конечно, это меньше, чем у вкладов. Зато при наступлении несчастного случая, указанного при заключении договора, взносы вместо застрахованного клиента будет делать сама СК. После того как срок договора кончится, она выплатит всю накопленную сумму самому клиенту или другому указанному в договоре человеку. В этом и есть "фишка" накопительного страхования.
Государство поддерживает этот вид, потому что для экономики страны это важный источник "длинных денег". Чтобы сделать накопительные программы привлекательнее, с 1 января 2015 года оно дало возможность оформлять налоговый вычет. Так можно вернуть 13% от уплаченных взносов, но не более 15,6 тыс. рублей в год. Сейчас страховщики лоббируют повышение этой планки минимум в 3 раза.
Инвестиционное страхование — более продвинутый вариант описанной выше схемы. В нем часть денег клиента направляют в высокодоходные, но рискованные активы. Клиент может участвовать в выборе объекта инвестиций и несет риски наравне с компанией. Все прошло удачно — получаем доходность значительно больше, чем на депозите. Если ставки не оправдались, то не получаем никакого дохода сверх вложенной суммы (в обычных накопительных программах есть фиксированный минимум доходности — около 2–3%). Средняя премия по таким программам в 2015 году составила около 700 тыс. рублей.
Показательный момент: в 2014 году инвестиционное страхование жизни по объему привлеченных средств опередило такой востребованный инструмент, как ПИФы. Это при том, что сам продукт в линейке компаний появился всего лишь в 2009 году.
Программ все больше
Аналитики рынка прогнозируют, что инвестиционный страховой продукт продолжит набирать популярность. Классическое накопительное страхование в перспективе перейдет на целевые предложения (не накопить за какой-то срок, а накопить к определенному событию — к совершеннолетию ребенка, к покупке квартиры и т. д.).
И этот процесс уже начался. "В 2014 году мы первыми в отрасли ввели новый страховой продукт — массовое ритуальное страхование (МАРС), — рассказывал в мае нашему изданию Дмитрий Иноземцев, директор филиала компании “Росгосстрах” в Алтайском крае. — Оно позволяет тем, кто не хочет переносить финансовые сложности, связанные с уходом из жизни, на родных и близких, приобрести полис и получить таким образом возможность заблаговременно решить непростой вопрос обеспечения достойных похорон".
Также страховщики рассчитывают, что при общем недоверии к пенсионной системе накопительные продукты могут стать альтернативой государственной пенсии.
На что еще делают ставку страховщики жизни? В частности, на развитие корпоративных программ. Они готовы предложить такой продукт тем организациям, которые испытывают дефицит трудовых ресурсов. По их мысли, страхование для сотрудников (например, на случай потери работы или накопительное страхование жизни на базе ипотеки) сделает предложение той или иной компании на рынке труда более привлекательным для высококвалифицированных специалистов.
Другое популярное направление, в котором сейчас активно работают СК, — страхование от смертельно опасных заболеваний (СОЗ). Если человек покупает такой полис и во время его действия у него впервые диагностируют СОЗ, то он получит солидную выплату, которой должно хватить на дорогостоящее лечение. Вместе с этим компании обещают человеку сервис — психологическую помощь, поиск нужной клиники и специалистов, организацию трансфертов и т. д.
Векторы развития
В ближайшее время на рынке определяющими будут три ключевых тренда.
Во-первых, компании будут вкладываться в развитие своих сайтов, а также организацию продаж и обслуживания онлайн.
Во-вторых, они попытаются воплотить в жизнь концепцию "С клиентом на всю жизнь".
Страховщики приводят статистику: до 80% их клиентов готовы предоставлять данные о себе в обмен на определенные бонусы (увеличение покрытия или скидки). И компании готовы давать эти преференции, чтобы иметь возможность анализировать потребности клиента и предлагать интересные ему продукты. Например, если человек занимается спортом, ему предложат застраховаться от травм, а если его дети скоро будут поступать в вуз — то накопительную программу, и т. д.
И третья тенденция — страховщики жизни будут стараться восстановить репутацию института страхования после всех перипетий с ОСАГО. По статистике Центробанка, 72% поступающих в ведомство жалоб приходится именно на страховщиков. Но из 24 тыс. таких обращений за три квартала 2015 года на долю страховщиков жизни пришлось менее 500. Однако общее негативное настроение распространяется и на них. Чтобы нивелировать этот фактор, страховщики жизни готовы вкладываться в повышение финансовой грамотности населения.
Комментарий
Иван Абабков,
директор Алтайского филиала компании "СОГАЗ":
Вероятнее всего, темпы роста по рисковому страхованию жизни в 2016 году замедлятся. По мнению экспертов, в России все большую популярность будут получать среднесрочные и долгосрочные программы страхования жизни с инвестиционной составляющей, которые дают хорошие возможности для накоплений. Этому будет способствовать в том числе тот факт, что с 2015 года граждане, заключившие договор страхования жизни на срок не менее пяти лет, могут получить социальный налоговый вычет.
Показатели компаний по страхованию жизни в Алтайском крае
Источник: портал "Страхование сегодня".
Самое важное - в нашем Telegram-канале