Экономика

Экономист рассказала о рисках алтайского бизнеса в кризис

На публичном обсуждении проекта бюджета края на 2016 год власти говорили, что бизнес уже научился вести себя в новых экономических условиях. На это, дескать, указывает динамика основных показателей — в третьем квартале 2015 года они продемонстрировали небольшой рост. Однако выступившая тогда Наталья Брюханова, завкафедрой менеджмента АлтГУ и председатель общественного совета при краевом финкомитете, отметила, что речь идет скорее о вынужденной адаптации. О том, стоит ли надеяться на стабилизацию экономики, какие основные препятствия к развитию существуют и что поможет краю пережить кризис, Наталья Брюханова рассказала altapress.ru.

Начальники. Статусные люди.
Начальники. Статусные люди.
открытые источники в интернете

Спрос падает

— Как, по вашему мнению и наблюдениям, сегодня чувствует себя бизнес?

— К сожалению, наблюдается рост пессимизма в предпринимательской среде. Бизнес, конечно, адаптируется к любым условиям. Но для этого требуется время. Сегодня он скорее приспосабливается к новым правилам игры, ищет пути выхода из сложной ситуации, которая связана с сокращением потребительского спроса, возможностей инвестирования в новые проекты, с замораживанием некоторых из них, с разрушением отдельных межрегиональных партнерских связей. Поэтому мы можем говорить, что бизнес только начал адаптацию и предпринимает шаги по выходу из кризиса, но результаты этой работы мы сможем увидеть не раньше чем через два года.

— К слову о перспективе. Власти края подготовили прогноз основных социально-экономических показателей на 2016 год. И практически по всем из них — и по ВРП, и по объемам производства промышленной и сельхозпродукции, и по инвестициям — прогнозируется хоть и небольшой, но рост. Насколько, на ваш взгляд, реально выполнить эти планы?

Для баланса и выравнивания: какие ключевые налоговые изменения произойдут в 2016 году

— В этот раз очень осторожно подошли к прогнозированию. Минимальный рост сейчас наблюдается. Но я считаю, что не все показатели будут соответствовать обозначенным цифрам. К сожалению, я не большой оптимист и думаю, что по отдельным направлениям роста не будет, а будет скорее падение. В частности, я не вижу особых оснований для роста инвестиций.

В настоящий момент мы должны ориентироваться на конечных потребителей, граждан нашей страны. Сегодня мы наблюдаем снижение реальной покупательной способности у них, высокий уровень закредитованности, падение реальных доходов. В итоге не видно оснований для роста на внутреннем рынке, а выход на внешние у нас ограничен. И все усложняющаяся внешнеполитическая ситуация не способствует оптимизму. Поэтому сегодня, на мой взгляд, уместно говорить лишь о попытках сохранить внутренний спрос хотя бы на том уровне, который есть сейчас. Это можно сделать только в случае стабилизации или по крайней мере некритичного снижения покупательной способности населения. А для этого требуются очень большие усилия. В том числе — обеспечение доступа бизнеса к финансовым ресурсам, чего мы опять же сейчас не видим. Ставки по кредитам очень высоки, и брать их — рискованное мероприятие.

Стратегия выживания

— Трудности с кредитованием — один из факторов, создающих риски для бизнес-деятельности. Какие ключевые препятствия вы видите еще?

— Можно вообще говорить о низкой доступности финансовых ресурсов, не только банковских кредитов, но и собственных источников финансирования, которые у нашего бизнеса ограничены, — прибыли, амортизации, которая зачастую не копится, а расходуется из-за дефицита оборотных средств. Здесь есть и проблемы менеджмента — ведь амортизационный фонд для того и существует, чтобы его инвестировать в развитие. А у наших предприятий он зачастую расходуется на текущие нужды, накопления не происходит, то есть нет источников самофинансирования.

Вторая проблема — это, конечно, снижение спроса, низкие, а зачастую и отрицательные темпы роста рынка. Все это говорит о том, что бизнес сегодня будет выбирать стратегию скорее выживания и сохранения, чем расширения и развития.

— Структура экономики Алтайского края разнообразна, в регионе велика доля малого бизнеса. Традиционно считается, что такие характеристики помогают пережить кризис легче. В текущих условиях нам это поможет?

Что будет, если алтайские власти не снизят налоговую нагрузку на малый бизнес

— У нас экономика действительно диверсифицирована. Но речь здесь в большей степени нужно вести о превалировании аграрной отрасли. В целом риски экономики оцениваются по уровню колебаний — насколько меняются темпы роста в благоприятные и неблагоприятные периоды. Такая экономика, как у Алтайского края, характеризуется низкими уровнями колебаний. В благоприятных условиях она не очень заметно растет. Мы, к сожалению, в такие периоды отстаем от общего тренда. Но и в неблагоприятное время экономика наша, к счастью, не сильно падает. В любой период зерно, мука, другие продукты востребованы. Их производят с большими или меньшими издержками, но спрос на них сохраняется. Это объяснимо в целом экономической теорией: когда начинается спад, первыми страдают производители и продавцы предметов роскоши, а производители, например, соли остаются всегда примерно в одинаковой ситуации. Поэтому сейчас аграрная специализация нашего региона играет нам на руку.

Что касается малого бизнеса, то в кризисные времена это тоже своего рода преимущество. Самозанятые граждане вынуждены работать, им нужно на что-то жить, и они оживляют экономическую ситуацию.

— Сегодня идет дискуссия между бизнесом и властями о возможности понижения налоговой нагрузки на бизнес. На ваш взгляд, она сейчас посильна для предпринимателей?

Крепкий середнячок. Бизнес оценил инвест-климат в Алтайском крае

— Вопрос о нагрузке неоднозначный. Если мы говорим непосредственно о налоговом бремени, то оно в России не очень велико. Если же мы будем учитывать еще и платежи во внебюджетные соцфонды, которые бизнес воспринимает тоже как налоговые, то тогда нагрузка возрастает существенно и становится высокой. Особенно для малого предпринимательства. Для ИП эти суммы порой бывают неподъемными. К сожалению, специальные налоговые режимы, которые придуманы для микробизнеса, не спасают от этой нагрузки. Сегодня речь идет о том, что требуются законодательные инициативы по пересмотру правовых актов, в том числе и федеральных, касательно взносов во внебюджетные фонды и расширения категории самозанятых граждан. Но сейчас, думаю, государство на это не пойдет.

Цитата

— Вы отслеживаете, как сегодня обстоит ситуация с трудоустройством выпускников вузов?

— Это комплексная проблема, начиная от подготовки, которая не всегда и не во всем устраивает работодателей, и заканчивая самой процедурой трудоустройства. В частности, выпускники не очень хотят участвовать в серых схемах, когда занятость нелегальна, а зарплаты неофициальны. И еще один немаловажный вопрос — соотношение профессиональных компетенций выпускников и потребностей в них экономики края. Сегодняшняя структура подготовки была сформирована в те времена, когда регион имел несколько иную экономическую характеристику, когда не было такой доли среднего и малого бизнеса. Сегодня же экономика края нуждается в людях с универсальными знаниями, способными работать именно в сфере малого предпринимательства. Что касается влияния кризиса, то оно тоже уже ощущается. В компаниях идет высвобождение действующих сотрудников, поэтому с трудоустройством, особенно по специальности, есть проблемы. В ряде случаев организации увольняют своих прежних работников, чтобы нанять других на более низкую заработную плату и сэкономить на издержках. На это выпускники также не идут.

Факт

Тема докторской диссертации Натальи Брюхановой — "Методология планирования, оценки эффективности и результативности в системе менеджмента организаций электроэнергетики".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость