Экономика

Дешево и сердито

Краевому рынку продаж GSM-телефонов исполнилось три года. За это время он пережил многое - резкие всплески покупательной активности, приход федеральных игроков, демпинговые цены, нашествие «серых» телефонов. Местные игроки ожидают, что рынок наконец-то выйдет из юношеского возраста и начнет взрослеть. А в крупных федеральных сетях говорят, что наш рынок сотовой связи один из самых отсталых в Сибири. Поэтому у него еще все впереди.

Февраль - мертвый месяц

В России рынок мобильных телефонов считается одним из самых динамично развивающихся. Например, по прогнозу компании IMS Research, в 2005 году российский рынок GSM-телефонов должен подрасти на 30% к уровню 2003 года. Причем, по мнению аналитиков, наиболее быстрый рост будет наблюдаться на рынке смартфонов - телефонов, совместимых с персональными компьютерами. Пока в России этот вид телефонов в общем объеме продаж занимает лишь доли процентов. В мире же, как говорят в ISM Research, в 2004 году доля смартфонов в общей массе составила около 4%.

В Сибири, и, тем более в Алтайском крае, ситуация с продажами «мобильников» более загадочна. Известно, например, что приблизительный объем всего рынка продаж сотовых телефонов в Западной Сибири составляет около 200 тысяч аппаратов в месяц. Для краевого рынка существуют только оценки. «В месяц в крае продается около 60-70 тысяч GSM-телефонов», - утверждает Эдуард Риб, генеральный директор одного из крупнейших игроков в Алтайском крае - компании «Салоны связи БиЛайн GSM». При этом в продажах существует и определенная сезонность. «В декабре было продано никак не меньше 70 тысяч аппаратов, но в январе объем продаж скорее всего составил 35-40 тысяч», - считает он.

Вообще, сезонность на рынке мобильных телефонов - достаточно любопытный показатель. Во-первых, около 80% людей, приобретающих мобильный телефон в крае, - это «новоподключившиеся» абоненты, никогда ранее его не имевшие. Во-вторых, это в основном молодежь. «Основная масса людей, покупающих мобильный телефон, - от 18 до 30 лет», - говорит руководитель сети салонов связи «Мобила», просивший не называть его имени в газете. Возрастной параметр диктует и сезонность. Продажи растут перед праздниками, особенно перед Новым годом. Февраль, по выражению Эдуарда Риба, «считается самым депрессивным месяцем». Не помогают ни 23 февраля, ни 8 Марта, когда, по словам участников рынка, продажи хоть и вырастают, но незначительно. Зато резкий всплеск приходится на август-сентябрь. Это период, когда в Барнаул приезжают на учебу студенты из районов края.

Интересно и то, что постепенно растет средняя стоимость сотовых телефонов в крае. «Мы сегодня движемся от 100-долларовых к 150-долларовым моделям. Именно они занимают основное место в продажах», - говорит Эдуард Риб. С ним соглашаются и в компании «Мобила». «По итогам 2004 года средняя стоимость сотового телефона в Барнауле составила $120, в то время как, например, в Новосибирске - $136. В Бийске и Рубцовске спрос в основном приходится на сотовые телефоны стоимостью до $100 (53%), в Барнауле до $100 -50%, еще 20% - на телефоны стоимостью до $130», - рассказала руководитель отдела по связям с общественностью Сибирского филиала сети салонов связи «Евросеть» Татьяна Тарасова.

При этом все игроки рынка называют свой бизнес весьма перспективным, связывая это не столько с ростом покупательной способности населения, сколько с развитием сотовых сетей. «В этом году в край наверняка придет еще один федеральный оператор, а позиции «Юнисела» укрепятся. У компании «ВымпелКом», дилером которой мы являемся, в планах на этот год стоит наращивание абонентской базы с сегодняшних 500 тысяч до миллиона», - говорит Эдуард Риб. «Не могу озвучить цифру, но в декабре мы сделали фурор по подключениям к МТС, это в десятки раз больше, чем подключения к конкурентам», - заверили нас в «Мобиле». А в «Евросети» и вовсе считают, что у нашего рынка все еще впереди. «Объективно говоря, барнаульский рынок сотовой связи пока один из самых неразвитых в СФО, если не считать такие республики, как Хакасия или Бурятия. По оценкам наших экспертов, проникновение сотовой связи в Алтайском крае всего около 20%», - говорит Татьяна Тарасова. «В то же время Алтайский край представляется достаточно перспективным, выход на рынок операторов «большой тройки», несомненно, будет служить развитию рынка сотовой связи в целом. Можно сказать, что активное развитие компании «Евросеть» на Алтае - это своеобразная работа на будущее», - продолжает она.

Не проходите мимо

Несмотря ни на что, конкуренция на рынке мобильных телефонов весьма высока, что сказывается и на «самочувствии» игроков. Точное количество компаний, представленных на рынке Алтайского края, «ВД» узнать не удалось. Довольно солидная доля игроков рынка представлена двумя-тремя точками в торговых центрах города. Не брезгуют размещать там свои пункты и крупные операторы, имеющие наработанную торговую марку. Но именно они зачастую позволяют зарабатывать мелким салонам связи. «Выход на рынок у нас весьма прост. Купил чемодан телефонов, снял помещение и продавай. Причем зачастую мелкие продавцы стараются арендовать площади рядом с известными сетями салонов связи и зарабатывают на проходимости», - рассказал один из участников рынка.

«Игроков на рынке очень много. К сожалению, пока вся конкурентная борьба сводится к одному - низкие цены», - сетует Эдуард Риб. По его словам, в прошлом году телефоны из самой массовой категории (до 200 долларов) покупать было выгоднее в Барнауле, а не в Новосибирске, например. «По основному сегменту телефонов цены в Барнауле ниже на 7-10%», - говорит он. Конкуренция на рынке действительно нешуточная, что сказывается и на игроках. Уже сегодня на местный рынок вышли крупные игроки, в основном имеющие прописку в Новосибирске, - «Евросеть», «Солнечный», «Билли-Мобилли». Завтра здесь ждут основных игроков российского рынка, которые в центральных регионах упираются в потолок спроса. «Из серьезных игроков к нам на рынок пока еще никто не пришел», - говорит руководитель «Мобилы». У компании уже есть оценка брэнда и активов на случай предложений о продаже. «Хотите - покупайте, но пока очереди не образовалось», - говорит он. По словам Эдуарда Риба, крупные федеральные игроки еще будут приходить в край. «В Новосибирске уже работает «Ультра». Но что-либо новое в маркетинге они вряд ли смогут предложить. Все то же снижение цен. «Низкие» и «ниже некуда» цены у нас уже были. Теперь, наверное, будут высыхающие и тающие цены», - иронизирует он.

Но ирония иронией, а на рынке уже заметны симптомы сворачивания бизнеса некоторыми игроками. В прошлом году сократила свою сеть новосибирская «Билли-Мобилли». С 1 января прекратила работу на данном сегменте рынка компания «Мобилайн». Впрочем, в этих компаниях уклонились от комментариев по поводу данных фактов. Понятно, что подоплека у них может быть самой разной.

«Серый» рынок

Одна из самых обсуждаемых сегодня на рынке тем – продажа «серых» телефонов. Этот сектор рынка стремительно сокращается, что отмечают и московские аналитики. «Объем «серого» рынка телефонов в России невелик - 4% по итогам второго квартала 2004 года, или 203000 телефонов. То есть подавляющее большинство телефонов поставляется в Россию по официальным каналам» - сообщается в отчете Mobile Research Group. «Вопрос о «сером» рынке мобильных телефонов был актуален для 1999 года. Сейчас рынок «серых» телефонов стремительно сокращается», - вторит им Татьяна Тарасова.

Тем не менее для местных игроков эта проблема не кажется столь надуманной. По оценке Эдуарда Риба, доля «серых» телефонов в Барнауле сокращается, поскольку «время откровенного «серяка» прошло», однако в поштучном выражении приближается к 20%. «Серые» телефоны бывают трех видов», - рассказывает он. - Во-первых, это откровенный суррогат, подделки, через арабские страны и Казахстан попадающие на наш рынок. Такие телефоны в разы дешевле своих «белых» аналогов. Во-вторых, это партии телефонов, произведенных на официальных заводах, но не предназначенные для рынка нашей страны. Такие «трубки» дешевле на 10-20%. И, наконец, в-третьих, это оборудование, не прошедшее таможенную очистку. «Серое» оборудование вредит рынку и очерняет нас в глазах наших клиентов. Мы его принципиально не продаем. Когда-нибудь к этому придут и некоторые игроки, которые до сих пор злоупотребляли этим».

Впрочем, найти компанию, которая бы призналась в продаже «серых» телефонов, по понятным причинам весьма сложно. В принципе, по мнению аналитиков, крупные игроки стараются не злоупотреблять «серыми» телефонами, чтобы не портить свой имидж. «Соблазн поставить «серые» телефоны может возникнуть и у официальных дистрибьюторов, но, как правило, только в период сезонных распродаж, например, под праздники и в распродажи, когда на рынке возникает дефицит телефонных аппаратов от производителей. Но официальным дистрибуторам заниматься «серым» импортом крайне невыгодно не только из-за того, что это грозит им лишением сертификата дистрибьютора, но и потому, что это им политически невыгодно, так как они позиционируют себя и свой бизнес как легальный и заботятся о своем брэнде», - пишет в своем отчете аналитик агентства Mobile-Rewiev Эльдар Муртазин.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость