Назло кризису
В 2009 году инвестиции в крае не просто упали - рухнули на 19%. На таком фоне завершение частного инвестпроекта по строительству энергоцентра с новейшими газопоршневыми двигателями американской фирмы Caterpillar было эффектным ответом мировому кризису.
Да не только кризису. С 2008 года размер инвестиций стал показателем (наряду с другими 42), по которому Москва оценивала эффективность работы исполнительной власти в регионах. А в "Газпроме" не раз заявляли, что инвестиции в газификацию регионов связывают с ростом потребления газа - и энергоцентр, работавший на газе, был очень кстати.
В общем, у Алтая появился повод отчитаться и поставить галочку.
1 октября на открытие энергоцентра съехались три тогдашних вице-губернатора (Сергей Локтев, Михаил Щетинин и Яков Ишутин), банкиры, поставщики, подрядчики и прочие уважаемые люди.
Локтев собственноручно разрезал красную ленточку. Заиграл духовой оркестр... А всего через два года собственник – московское ЗАО «Инновация» - подал в суд заявление о своем банкротстве. Выйти на прибыльную работу у него так и не получилось.
Перспективы увидели банки
Этот проект задумала и начала реализовывать федеральная компания «Росгазификация». В тот момент "Росгазификация" была в фаворе у краевых властей: ведь она вложилась в газопровод к курорту и перевод на газ местной "кочегарки" - угольной котельной (компания стала совладельцем котельной).
Энергоцентр расположили на одной площадке с котельной ("Теплоцентраль Белокуриха") - поначалу оба объекта планировали развивать вместе.
Но затем «Росгазификация» продала энергоцентр другому частному инвестору (ЗАО «Инновация», Москва). По неофициальным данным, у нее просто не нашлось денег на завершение проекта, окупаемость которого начала вызывать большие сомнения у менеджмента.
«Инновация» проект достроила – Московский инвестиционный банк в него поверил и выдал кредиты. Но энергоцентр, в строительство которого вложили 1,3 млрд рублей, так и не реализовал свои возможности. В 2013 году «Инновацию» признали банкротом.
Площадка для будущих банкротов
Изначально киловатт-час, вырабатываемый этой небольшой станцией, был примерно вдвое дороже, чем на оптовом рынке.
А вот цена гигакалории, по предварительным расчетам, должна была стать намного ниже, чем у основного поставщика тепла в городе - компании "Теплоцентраль Белокуриха" (соседа по площадке).
Между тем, с 2009 года энергоцентр так и не начал подавать тепло в сеть - этому, по неподтвержденным сведениям, якобы препятствовал сосед по площадке, который не намеревался терять выручку.
В итоге энергоцентр с момента запуска продавал только электричество по цене оптового рынка минус надбавка покупателя («Алтайэнергосбыта»). В то время как себестоимость складывалась существенно выше опта.
Не удивительно, что фирма из Самары («ПрогрессАгроПром»), аффилированная с одним из кредиторов, которой передали объект в аренду, тоже обанкротилась.
В общем, площадка для инноваций и инвестиций стала гиблым местом для бизнеса - вместе с киловатт-часами объект с высокоэффективным оборудованием год за годом генерировал убытки.
Железо не нашло покупателей
Сейчас энергоцентр потихоньку функционирует. По словам исполнительного директора Союза промышленников Алтая Виктора Мещерякова, работают 1-2 газопоршневых двигателя из восьми, электроэнергию у него покупает "Алтайэнергосбыт", тепло не востребовано, как и раньше.
А судя по материалам арбитража, конкурсные управляющие пытаются пристроить объект хоть какому-то собственнику с 2014 года.
Сначала на торги выставляли «железо» (восемь газопоршневых агрегатов и все, что связано с производством) и право аренды участка. Затем по решению кредиторов имущество "Инновации" вложили в капитал нового акционерного общества «Белокуриха ТЭС», и стали продавать его акции - пакет в 100%.
Правда, кредиторы долго не могли определиться с "ценником". Первые торги начались с 600-540 млн рублей (за "железо"). Потом начальную цену торгов резко понизили до 218-197 млн (но уже за акции). А в 2020 году повысили до 435 млн.
31 августа начался седьмой по счету аукцион, за акции теперь просят 392 млн. Но в том, что дорогостоящий актив удастся пристроить в хорошие руки, есть большие сомнения - проект вряд ли когда-нибудь будет приносить прибыль.
Никогда не окупятся
Подобные проекты могут иметь смысл, только если их строить рядом с крупным предприятием и использовать для его собственных нужд, считает Виктор Мещеряков.
В этом случае исключаются платежи за услуги по передаче электроэнергии и оптовому рынку, а также сбытовая надбавка - и стоимость электроэнергии может стать выгодной для предприятия.
Сегодня, с учетом устройства нашего энергетического рынка, энергоцентр в Белокурихе никогда не будет прибыльным, вырабатываемая им электроэнергия слишком дорогая, - полагает эксперт.
По словам Виктора Мещерякова, в свое время в правительстве края прорабатывалась возможность передачи энергоцентра в "Алтайкрайэнерго", которая обслуживает город-курорт. Но, очевидно, в энергокомпании, рассмотрев плюсы и минусы, идею не приняли.
Утешает лишь то, что вкладывались в проект только частные инвесторы - они же теперь и несут за его странную судьбу какую-никакую ответственность.
Самое важное - в нашем Telegram-канале