Экономика

«Каждый не сделанный нами вагон сделает кто-то другой». Лучший менеджер 2006 года Сергей Еремеев ответил на вопросы «ВД»

За несколько часов общения с генеральным директором ОАО "Алтайвагон" Сергеем Еремеевым у нас создалось впечатление, что он знает буквально каждого из шести тысяч своих заводчан. Лучший менеджер края, по итогам опроса "ВД" провел экскурсию по предприятию, во время которой постоянно останавливался и что-то рассказывал не только о вагонах, но и людях, что эти вагоны делают.

Одна из любимых фраз Сергея Николаевича: "Бытие определяет сознание". Он ее часто повторял, показывая нам производственные помещения, административный корпус, новую столовую предприятия, отремонтированный актовый зал или музей. "Да, это - правда, - смеется Еремеев. - Я считаю, что наши работники должны понимать: они трудятся здесь не на меня и не на совет директоров, а в первую очередь на себя. И они должны приходить на работу с желанием. Тогда и дети их придут сюда. А преемственность поколений в промышленности – дело очень важное".

"Наша доля – 20%"

- Сергей Николаевич, в прошлом году "Алтайвагон" значительно увеличил объемы производства продукции – практически на 850 вагонов. Какими факторами можно объяснить столь существенный рост?

- В первую очередь, ростом экономики в стране. В 90-е годы железнодорожный подвижной состав практически не обновлялся. Примером может быть тот факт, что, начиная с 1996 года, наш завод практически не имел заказов на производство новых вагоны. Предприятие занималось в основном ремонтом, выпуская в год не более 250 вагонов. Сейчас мы делаем эти цифры за неделю. Естественно рост выпуска продукции нельзя организовывать без серьезного изучения рынка. Точный прогноз будущего спроса дает возможность заранее разработать такую модель вагона, которая будет востребован в ближайшем будущем.

Я всегда говорю нашим сотрудникам: "Каждый не сделанный нами вагон сделает кто-то другой". Наша задача – опередить конкурентов. В настоящее время доля "Алтайвагона" на российском рынке составляет почти 20%.

- И сколько новых моделей предприятие разработало в прошлом году?

- Мы сертифицировали десять новых моделей. Создав три года назад и развивая кемеровский филиал, нами был создан целый ряд новых моделей и модификаций платформ различного назначения. Нашей особой гордостью является 25-метровая платформа для перевозки листового проката, труб большого диаметра и крупнотоннажных контейнеров. Использование её в контейнерных перевозках позволит повысить их эффективность не менее чем на 25% по отношению к существующим. Для Волжского трубного завода создана модификация, позволяющая перевозить в одну сторону трубы большого диаметра, а обратно – листовой металл. Этим полностью исключается порожний пробег и повышается эффективность эксплуатации вагона.

- Еще вы начали делать автомобилевозы.

- Первые вагоны для перевозки автомобилей мы производили по заказу "АвтоВАЗа" в 1994-1995 годах. Тогда их было выпушено 46 единиц. Сегодня ежемесячный выпуск достиг 50 вагонов. К марту планируется увеличить его до 70.

Также хотел бы отметить, что в прошлом году, по заказу компании "РЖД", мы спроектировали и изготовили полувагон в габарите Тпр. Данный габарит вагона предполагает уменьшение длины при сохранении объема кузова и грузоподъемности, что позволяет увеличить число вагонов в штатном составе и объем перевозимого груза на 700-900 тонн.

- Какие общие требования предъявляет сегодня заказчик к грузовым вагонам?

- Они очень простые. Вагон должен быть качественный, удобный в эксплуатации, дешевый и приносящий перевозчику прибыль. Модели нового поколения будут призваны снизить себестоимость грузоперевозок за счет увеличения грузоподъемности, вместимости и надежности.

- Вы упомянули о совместной работе с "РЖД". А сколько вагонов вы делаете для этой компании?

- На самом деле немного. Что-то около 5% от общего количества. В основном мы поставляем этой компании именно полувагоны в габарите Тпр. Но сотрудничество с "РЖД" необходимо понимать несколько шире. Эта компания оказывает нам большую помощь при проведении проектно-конструкторских работ, после чего мы совместно проводим испытания опытных образцов новых моделей.

- В 2003 году "Алтайвагон" открыл филиал в Рубцовске на базе полуразрушенного местного завода запчастей. Понятно, что собственное сталелитейное производство потребовалось заводу для снижения издержек. Насколько сейчас вагоностроение обеспечено собственным литьем?

- Вы правы, сталелитейное производство потребовалась нам, чтобы обезопасить себя от ценовых скачков на рынке и получить возможность влиять на себестоимость продукции.

По итогам прошлого года Рубцовский филиал обеспечил нам выпуск 25 тыс. тонн стальных отливок, что позволило полностью обеспечить собственное производство в мелком и среднем литье и организовать поставки на внешний рынок.

Советом директоров поставлена задача по организации выпуска крупного литья, после чего вся номенклатура стальных отливок будет изготавливаться в нашем филиале, а суммарный годовой выпуск достигнет 55 тыс.т. Это позволит обрести полную независимость от рынка и принесет существенный экономический эффект.

"Любимый пример с компрессором"

- Когда вы сегодня показывали нам предприятие, то создалось впечатление, что перед каждым подразделением, перед каждым работникам поставлена задача - экономить и снижать издержки.

- Абсолютно верно. Перед каждым работником "Алтайвагона" поставлена задача по сокращению издержек производства. Здесь у нас имеется большое поле деятельности в части применения энергосберегающих технологий, повышения коэффициента использования металла, снижения металлоемкости деталей, узлов и, в конечном счете, вагонов. Мы работаем над повышением эффективности использования оборудования, повышением производительности труда

Для примера можно рассмотреть такой показатель, как коэффициент использования металла. Дело в том, что мы ежемесячно перерабатываем порядка 10 тыс. тонн. металла. Мы подсчитали, что если увеличить коэффициент использования, то только на металле завод может сэкономить 40 млн. рублей. А если учесть, что у нас месячный фонд оплаты труда составляет 50 млн. рублей, то вот вам и тринадцатая зарплата.

- А какая сейчас средняя зарплата на предприятии?

- Почти 10 тысяч рублей. Я считаю, нам есть к чему здесь стремиться. В этом году у нас запланировано повышение заработной платы на 15%

- А что это за пример с компрессором, который вы якобы любите рассказывать рабочим?

- (Смеется.) История следующая. Специфика вагоностроения предопределяет широкое использование такого энергоносителя как сжатый воздух. Проведенная работа по его эффективному использованию позволила уменьшить количество компрессоров, которые обеспечивают необходимое давление в системе. Проще говоря, устранив утечки сжатого воздуха на технологическом оборудовании в цехах завода, удалось полностью отказаться от использования одного компрессора с производительностью 100 куб.м. / мин. Начали считать, сколько этот компрессор денег "съедает". Умножили затраты на электричество на две смены по восемь часов, затем на 20 рабочих дней и на 12 месяцев. И знаете, какая сумма получилась?

- Какая?

- 2 млн. рублей в год. А у нас в себестоимости продукции затраты на электроэнергию занимают значительную часть. Поэтому я же говорю – снижением издержек надо заниматься.

"Выйдем на цифру 10 млрд. рублей"

- Какие плановые показатели поставлены перед "Алтайвагоном" на 2007 год?

- (Достает и открывает папку.) Вот конкретные цифры. Мы должны выпустить за год 8250 вагонов. Каждый вагон на рынке стоит 1,1-1,3 млн. рублей. В денежном выражении выпуск продукции составит почти 10 млрд. рублей. При этом нам необходимо удержать себестоимость вагонов, несмотря на все ценовые изменения, которые прогнозируются на сырьевых рынках. А перспективы у нас хорошие, еще два-три года объем заказов от транспортных компаний будет расти.

Еще одна задача – создать молодой коллектив, потому что будущее завода – за молодежью. И если у нас несколько лет назад средний возраст работников на предприятии был значительно больше 40 лет, то сейчас 38 лет. За последние два года мы приняли на работу очень много молодежи. В том числе молодые специалисты из внутреннего резерва были назначены на руководящие должности в цехах и отделах.

- По объему выпускаемой продукции вы скоро можете догнать лидера алтайской промышленности – "Алтай-кокс".

- Догнать их будет сложно. Они примерно на миллиард рублей по году нас опережают, да еще и пятую коксовую батарею построили. Поэтому мы с "Алтай-коксом" никак не конкуренты, хотя всегда ставим перед собой самые высокие цели.

О чем еще рассказал Сергей Еремеев

О конкуренции с "Уралвагонзаводом"

- Мы дружим с этим предприятием и особой конкуренции между собой не ведем. У нас рынки сбыта, можно сказать, разные. "Уралвагонзавод" производит вагоны в основном для нужд "РЖД". А вот автомобилевозы и крытые вагоны на Урале не делают. Полувагоны – да, но и по ним у нас разные покупатели.

О договоре с "Балтикой" и другими заказчиками

- Крытые вагоны для пивоваренной компании делаем только мы. Сотрудничаем с ними с 2002 года, "Балтика" уже привыкла к нам. Например, в прошлом году мы сделали для нее порядка 200 "фирменных" вагонов. Конечно, у нас есть договоры и с другими крупными компаниями, в том числе – транспортными операторами. Скажу больше, что мы уже сегодня на 90% знаем свой портфель заказов на 2007 год. И в нем учитывается заказ транспортной компании "Новотранс", которая так же, как и "Алтайвагон", входит в структуру холдинга "Сибирский деловой союз".

Специальный вопрос

- Зачем "Алтайвагону" понадобился филиал в Кемерово?

- А это очень просто объясняется: здесь мы зажаты в производственных площадях. И если сравнивать наше предприятие с тем же "Уралвагонзаводом" по съему продукции с 1 кв. метра, то выяснится, что этот показатель у нас гораздо выше. А поскольку нехватка собственных площадей отражалась на ассортиментном ряде нашего завода, мы приняли решение открыть там филиал. Он разместился в пустовавшем ранее цехе предприятия "Кемеровохиммаш". Там мы организовали сборочное производство железнодорожных платформ. Можно сказать, что все комплектующие готовим здесь, а в Кемерове уже идет "отверточная сборка". В филиале работают около 200 человек. Но планы перед ними стоят серьезные - в этом году филиал должен выпустить 1500 вагонов.

Лучший менеджер начинал электромонтером

Сергей Николаевич Еремеев родился 13 октября 1956 года в Кемерове. В 1984 году окончил Кузбасский политехнический институт. Свою трудовую деятельность начал на кемеровском заводе "Карболит" электромонтером, затем устроился на угольный разрез "Черниговский", где прошел путь от электрослесаря до первого заместителя генерального директора.

В 2002 году Сергей Еремеев был назначен генеральным директором компании "Кемеровохиммаш". В 2003 году его пригласили на должность первого заместителя генерального директора в "Алтайвагон". С 2004 года - генеральный директор ОАО "Алтайвагон". Кроме того, Сергей Еремеев является депутатом Новоалтайского районного Совета.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость