Черномор интереснее
Иск о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании 314 млн рублей подан к Виталию Черномору и четырем юрлицам, в которых бизнесмен был контролирующим лицом. Это «Сибэнергомаш», «Моршанскхиммаш», «Технопром» и «Новаэм».
При этом «Сибэнергомаш» был ликвидирован и исключен из реестра юрлиц еще в декабре 2017 года. Ликвидирован также «Технопром», остальные же - в стадии ликвидации. А вот Виталий Черномор никуда не пропал – очевидно, именно ему придется отвечать в случае, если суд удовлетворит требования.
Дело об особо крупном мошенничестве при кредитовании «Сибэнергомаша», в котором обвинили Виталия Черномора, рассматривает Железнодорожный районный суд с августа 2020 года.
Как полагали следователи, Черномор организовал оформление на барнаульскую компанию кредиты в банке, а деньги перевел на подконтрольные ему компании. Правоохранительные органы возбудили дело по заявлению «Альфа-Банка».
Вечный груз
Вообще, субсидиарка для директоров и собственников разорившихся компаний (а иногда и юристов, бухгалтеров и др.) – жесткая мера: если суд привлекает их к ответственности, они лично отвечают за долги компании.
И это для них, можно сказать, вечный груз – субсидиарка не подлежит списанию и подлежит наследованию вплоть до выплаты всей причитающейся суммы, - объяснил юрист Иван Веселов правовому порталу «Гарант».
Но для кредиторов это способ вернуть долги в наибольшем объеме. Однако чаще всего деньги с директоров и учредителей взыскивают в ходе дела о банкротстве компании. Здесь же процедура проходит за его рамками: конкурсное производство "Сибэнергомаша" завершено в ноябре 2017 года.
Возможность привлечения к субсидиарке вне рамок банкротства предусмотрено статьей 61.19 закона «О банкротстве».
Зовут присоединиться
После банкротства заявление подается, если кредитору, с которым полностью не рассчитались, стали известны какие-то основания для привлечения к "субсидиарке". Вот и в данном случае иск в арбитраж подали "неудовлетворенные" кредиторы «Сибэнергомаша».
Заявителей пока два: московская Ассоциация организаций в сфере правовой защиты и медиации (приобрела долг «Сибэнергомаша» перед банком «Глобэкс» на 314 млн рублей) и предприниматель Сергей Маркаров (купил долг компании перед ДК «Сибэнергомаш» на 69 млн рублей).
Но ассоциация, подавшая иск первой, предлагает другим кредиторам, имеющим на это право, присоединиться к заявлению. Информации о подаче других исков в картотеке арбитража пока нет.
По второму кругу
Между тем, рассматривать дело о привлечении Черноморца к субсидиарке суд будет по второму кругу. Конкурсный управляющий «Сибэнергомаша» Альбина Кунавина уже пыталась привлечь Черномора к «субсдиарке» на 4,7 млрд рублей.
Кунавина пришла к выводу, что банкротство предприятия преднамеренное. Она заявила, что компания «Новаэм» под руководством Черномора продала недвижимость завода небольшим фирмам, которые затем сдали его в аренду самому же «Сибэнергомашу». И что завод выдавал невозвратные займы (более подробно – здесь.)
Но, однако же, судья отказала - не усмотрела доказательств, что именно действия владельца «Сибэнергомаша» привели к банкротству. В решении суда, в частности, упомянуто, что ряд невыгодных сделок не подтверждены документально.
Вероятно, сегодня у кредиторов появились эти документы или же им стали известны новые обстоятельства. Ближайшее заседание суда назначено на 31 августа.
Кредиторы также намерены взыскать с бывшего конкурсного управляющего «Сибэнергомаша» Альбины Кунавиной 52,8 млн рублей.
Справка
С 2015 года на мощностях барнаульского котельного завода работает компания «Сибэнергомаш-БКЗ», входящая в группу «ВЭБа». Ее гендиректор Михаил Клугман сообщил, что компания восстановила доверие рынка, в 2021 году впервые получила прибыль и в настоящий момент находится в поиске стратегического инвестора.
Самое важное - в нашем Telegram-канале