Экономика

Ликбез для малого бизнеса. Объясните предпринимателю его права, и административных барьеров станет меньше

30 января Алтайская торгово-промышленная палата открыла серию семинаров для предпринимателей. Цель занятий - объяснить законодательные тонкости проведения проверок различными контролирующими органами. Семинары являются частью проекта по представлению и защите интересов малого бизнеса, который финансирует Центр международного частного предпринимательства. Январские семинары были посвящены проверкам Роспотребнадзора и правоохранительных органов. В феврале предпринимателям расскажут о проверках инспекции труда и налоговой службы. В проекте также предусмотрен еще ряд полезных для бизнесменов мероприятий.

Проверка - это барьер

Какие именно административные барьеры мешают развитию малого и среднего бизнеса? Чтобы ответить на этот вопрос, АлтТПП в мае прошлого года провела исследование среди предпринимателей Рубцовска, Славгорода и Заринска. Проверки различными контролирующими органами были указаны в числе главных препятствий для успешной работы. Наиболее сложными процедурами были названы проверки налоговиков, противопожарного надзора, санэпиднадзора. Максимальную сложность прохождения этих процедур отметили 37% опрошенных. При этом предприниматели уточнили: работу осложняют не только сами проверки, но и связанные с ними временные и финансовые затраты: штрафы, пени, официальные и неофициальные (взятки, подарки) платежи. “Цель работы таких органов скорее карательная, чем контролирующая. Практически любые проверки этих органов заканчиваются выпиской штрафа. Размер суммы будет зависеть от личной договоренности с чиновником”, - отмечено в отчете АлтТПП по результатам исследования.

Консультация по звонку

5 февраля в АлтТПП начал работу телефон “горячей линии”, по которому можно сообщить о нарушениях, допущенных контролирующими органами во время проверок. Позвонившему гарантировано получение квалифицированной юридической помощи в течение нескольких часов. В реализации этой части проекта задействованы специалисты шести барнаульских юридических и консалтинговых компаний: “Де-Конс”, “Русский Сокол”, “Ас-Информ”, “Аудит-Партнер”, “Аудит-Арт”, “Оценка и экспертиза”. Статистика обращений по “горячей линии”, как пояснила руководитель проекта Наталья Шерепа, будет передаваться краевой межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, а также публиковаться в СМИ.

Памятка для проверяемых

В рамках этого проекта АлтТПП, Ассоциация предприятий и предпринимателей розничной торговли “Торговля и бизнес” (Бийск) вместе с краевыми управлениями Роспотребнадзора, ГУВД, налоговой службы и Госпожнадзора разработали методические рекомендации. При проведении проверок сотрудниками этих органов предприниматели могут руководствоваться этой памяткой и ссылаться на приведенные в ней сведения. Эти рекомендации будут распространяться на мероприятиях торгово-промышленной палаты, через Управление края по поддержке предпринимательства, а также выложены на сайте www.alttpp.ru.

Игры не по правилам

“Всегда ли проверки контролирующих органов проходят по правилам, прописанным в законодательстве?” – такой вопрос был задан участнику проекта директору группы компаний “Русский Сокол” Александру Сорокину.

- Абсолютно нет. В контролирующих органах зачастую работают люди, которые сами плохо осведомлены о правилах проведения проверок. А иногда они сознательно идут на нарушение этих правил. Ситуацию усугубляет и правовая неграмотность предпринимателей. Они не знают своих прав и обязанностей при проведении проверок, а потому не обращают внимания на допускаемые нарушения. К сожалению, заказные проверки тоже имеют место. Они проводятся либо по чьей-то просьбе, либо для острастки неугодных, либо чтобы с определенной целью выбить предпринимателя из колеи. К примеру, в декабре 2005 года нашей компании помешали принять участие в конкурсе на получение федерального заказа по оценке арестованных товаров, “заказав” проведение обыска. Мы сами сообщили АлтТПП о готовности принять участие в проекте. На телефон “горячей линии” уже поступают звонки, по которым мы даем юридические консультации.

Общие правила проведения проверок

  • Проверяющий должен предъявить соответствующие документы: распоряжение или приказ, а также служебное удостоверение. По итогам проверки составляется акт. При выявлении нарушений также выдается предписание или протокол. Акт должен быть составлен, даже если нарушений не обнаружено. Второй экземпляр акта с копиями всех приложений передается или отправляется почтой предпринимателю.
  • Представлять интересы частного предпринимателя при проведении проверок торговой точки имеет право любое уполномоченное физическое или юридическое лицо при предъявлении документа, подтверждающего его полномочия, - доверенности или приказа о назначении директором этой организации или торговой точки. Сотрудники, не уполномоченные представлять интересы предпринимателя при проведении проверок, должны уведомить об этом представителя контролирующего органа.
  • Во время проверок следует вести себя спокойно, не нервничать, внимательно ознакомиться с документами проверяющего. Можно связаться по телефону с контролирующим органом и осведомиться об основании проведения проверки. Во время проверки проверяемому не запрещено вести видеозапись.
  • Внеплановые проверки могут проводиться по жалобам и заявлениям граждан. Однако анонимные заявления не могут служить основанием для проверки.
  • Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок защищает Федеральный закон № 134 от 8 августа 2001 года. Но его действие не распространяется на случаи проведения налогового, лицензионного контроля, оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора.
  • При изъятии документов требуйте составления подробной описи с указанием каждого документа.
  • Сотрудники милиции должны проводить осмотры производственных, торговых и прочих помещений в присутствии двух понятых. Понятыми не могут выступать заинтересованные лица. Если вы сомневаетесь в незаинтересованности понятых, приглашенных милиционерами, то можете потребовать пригласить дополнительно еще двух понятых и попросить сделать отметку в акте по результатам проверки.
  • Плановые проверки Роспотребнадзора проводятся в отношении одного предприятия не чаще одного раза в два года. Внеплановые проводятся в ходе контроля ранее выданных предписаний об устранении нарушений, при получении информации о возможных угрозах жизни и здоровью людей, окружающей среде и т.д., а также по обращениям граждан. Правоохранительные органы плановых проверок не проводят. Продолжительность проверки - один месяц. В исключительных случаях она может быть продлена до двух месяцев.
  • Каждый проверяющий должен отметиться в журнале учета мероприятий по контролю, заверенном печатью юрлица или частного предпринимателя.
  • Помните, что действия проверяющих и результаты проверок вы можете обжаловать у вышестоящего должностного лица, а также в суде.

На заметку

Чтобы встретить проверяющего во всеоружии, предприниматель должен держать наготове набор следующих документов:

- комплект копий основных документов - учредительных, лицензий, справок, иных правоустанавливающих, а также юридически заверенный комплект копий этих документов;

- перечень организаций, имеющих право проверять и инспектировать вашу фирму;

- перечень должностных лиц, санкционирующих проверки, с ФИО и телефонами;

- перечень вопросов, подлежащих контролю;

- порядок осуществления плановых и внеплановых проверок;

- перечень штрафных санкций.

Добро пожаловаться!

О проверках, проведенных ненадлежащим образом, предприниматели могут сообщить по телефонам обратной связи:

- 24-99-59 (управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю);

- 653-753 (“горячая линия” АлтТПП);

- 63-03-15 (телефон доверия ГУВД Алтайского края, работает круглосуточно).

Елена КЛИШИНА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость