Наклейки
Эти затраты - не налоги, проседание которых сразу замечают власти. Эти суммы предприниматели обязаны платить, хотя не видят результат.
«Мы не видим эти затраты, но они есть. И когда эти отчисления сопоставимы с налоговыми, это уже становится опасным, особенно - в текущих условиях. Одно из таких отчислений - система маркировки», - сказал Махнаков.
Алтайский бизнес еще в конце 2020 года предупреждал: это слишком дорогое и ненужное удовольствие. В конце 2020 года сыровары оценивали затраты в 400 тыс. рублей, производитель мороженого "Алтайхолод" - 50-60 млн рублей.
Деньги идут на оборудование - принтеры, сканеры, терминалы. Денег стоит и сам код, который надо регулярно заказывать и оплачивать (по 60 копеек за единицу), и этикетки, которые наносят на упаковку.
И вот эти этикетки-наклейки уже подорожали более чем втрое, рассказал Олег Махнаков на конгрессе.
«В рамках пакета санкций было ограничение на ввоз в РФ полиграфической индустрии, в том числе наклеечек. Просто за то, чтобы купить наклеечку, мы отдавали 6 копеек. Сейчас платим 20 копеек. Казалось бы - мелочь. Но если посчитать количество товаров, которые производятся в России, это огромные суммы», - сказал руководитель.
Производительность
Впрочем, это только малая часть проблем. Оборудование для маркировки тоже импортное - так что новые проекты сегодня под большим вопросом.
При этом программное обеспечение системы "Честный знак" недоработано - часто случаются сбои.
«Скажу авторитетно: когда закончится рабочий день у маркировщиков, никто не знает. Аппарат встал - система не принимает и не считывает знаки. У маркировщиков рабочий день увеличился с восьми до 12 часов», - объяснил руководитель.
Итог установки оборудования на линиях - их производительность упала на 30%.
Убытки
Но и это еще не все. В процессе доставки продукции от завода до прилавка код может быть нарушен. Если сканер его не прочитал - система воспримет качественный товар как фальсификат.
«На любом этапе можно повредить код, а любое повреждение кода приводит к тому, что он нечитаемый, это значит, - фальсификат. Вот мы и дожили до этого. Если код не смогут считать, продукт нужно выбросить. А торговая сеть заставляет нас подписывать такие договора, что мы еще и заплатим за утилизацию качественного продукта», - объяснил Олег Махнаков.
Причем код может оказаться нечитаемым и из-за оборудования. Если крупные торговые сети обеспечены хорошими 3Д-сканерами, то у малого бизнеса в селах таких нет.
«У них обыкновенные линейные сканеры, которые могут не считать код. И продукт уходит на утилизацию», - объясняет руководитель.
Налоги
Вообще же, маркировка в России предполагается тотальная, и она не останавливается. Метки уже надо наносить на шубы, обувь, лекарства, пять категорий товаров легкой промышленности, шины, покрышки, табак.
В будущем это же ждет радиоэлектронику, консервы, вино, корма для домашних животных, хотя для алкоголя и кормов уже есть отдельные системы учета, их никто не отменяет и одна система дублирует другую.
Олег Махнаков констатирует: затраты на обеспечение маркировки растут, их включают в себестоимость, прибыль у бизнеса уменьшается. Соответственно, предприятие сократит возможности для инвестиций и меньше уплатит налогов.
«Эти деньги не идут на развитие региона, они уходят непонятно куда, и нас это тоже очень волнует», - сказал предприниматель.
Такие неналоговые отчисления предприниматель сравнил с «кротами, которые ползут под землей и подъедают корни предпринимательства».
В итоге он предложил приостановить систему маркировки или вообще ликвидировать до лучших времен. На конгрессе идея не вызвала отрицания - вероятно, ее включат в резолюцию.
Эффект
Маркировку товаров ввели для борьбы с контрафактом - авторы новшества заявляли, что она повысит конкурентоспособность легального бизнеса по сравнению с теневым.
Оператор системы "Честный знак" - "Центр развития перспективных технологий" - сообщал, что в табачной отрасли снизили нелегальный оборот на 25%, на рынке обуви - на 35%, информируют "Известия".
Однако, опрос, проведенный аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ, показал: для самого бизнеса эффект минимальный.
«Только 2−5% опрошенных предпринимателей чувствуют, что маркировка помогла им усилить позиции в конкуренции с теневым бизнесом. Для 51% это привело просто к повышению цен. Около 35% ответили: на них это никак не сказалось», — привел результаты Антон Свириденко, эксперт аппарата уполномоченного при президенте РФ, директор Института экономики роста имени Столыпина.
Ранее altapress.ru сообщал, что розница должна была начать сканировать на кассе коды маркировки при продаже молочной продукции с 31 марта 2022 года, но сроки перенесли на 1 сентября 2022 года.
VIII конгресс предпринимательских объединений Алтайского края проходит в регионе с 16 мая.
На конгрессе рассказывают о поддержке, которую могут получить представители малого и среднего бизнеса, и собирают предложения со стороны предпринимателей, как повысить устойчивость и сохранить бизнес в условиях антироссийских санкций.
Обновлено в 20:00
Заявления прокомментировала пресс-служба оператора системы "Честный знак" - "Центра развития перспективных технологий". Публикуем его с незначительными сокращениями.
Комментарий пресс-службы ЦРПТ:
В категории молочной продукции маркировка введена с июня 2021 года. Она не вызывает роста цен. «Введение обязательной маркировки молочной продукции в 2021 году не оказало заметного влияния на рост себестоимости молочной продукции. Вклад данного фактора в рост себестоимости не может превышать 1%», - уверены эксперты НИФИ Минфина.
Программное обеспечение системы маркировки работает без сбоев и не оказывает влияние на производственный процесс предприятий. На сайтах честныйзнак.рф и на сайте Национального исследовательского университета Высшей школы экономики в онлайн-режиме доступен «Пульс маркировки» - сервис, демонстрирующий ключевые показатели работы системы.
Опубликованные графики подтверждают оперативную обработку всех документов и отсутствие повышенной нагрузки на службу поддержки.
В текущих экономических условиях система маркировки стала единственным инструментом контроля рынков. Об этом говорил премьер-министр Михаил Мишустин. «Про маркировку сразу скажу. При таком снижении регуляторики в стране - которую мы полностью убрали - это единственное, что остается для того, чтобы мы учетную систему не разрушили. Учет и контроль. Не отойдем от маркировки", - отметил он.
Инвестиции на маркировку для предприятий начинаются от 25 тыс. рублей и включают расходы на сканер, принтер этикеток и необходимое программное обеспечение.
При этом производитель может использовать уже имеющееся у него оборудование и не нести никаких затрат. Маркировка не потребует сложных действий со стороны сотрудников и тем более найма дополнительного персонала. Для упрощения работы малого бизнеса оператором системы ЦРПТ разработаны бесплатные сервисы - сервис электронного документооборота ЭДО.Лайт и мобильное приложение "Честный ЗНАК.Бизнес", которое заменяет сканер.
Благодаря введению маркировки удалось добиться существенных результатов. Как отмечал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, объем изъятой из незаконного оборота нелегальной продукции вырос в 1,5 раза. Только по сигаретам объем конфиската вырос на 80% – с 20 млн изъятых из незаконного оборота пачек в 2020 году до 36 млн пачек в 2021 году.
А наибольшее снижение доли незаконного оборота, по данным экспертных организаций, зафиксировано по шинам и покрышкам – на 12%, парфюмерной продукции на 6%, лекарственным препаратам на 5,6%, обувным товарам на 4%, табачной продукции на 4,1%.
«С учетом того, что 1% нелегального рынка табака – это 6,5 млрд руб. недополученных акцизов и НДС в бюджет, фискальный эффект от снижения незаконного рынка составил 27 млрд руб. дополнительных доходов. Легализовались 18 табачных фабрик и закрылись 26 нелегальных», - сказал замминистра.
Если говорить о молочной продукции, то только за первые четыре месяца 2022 года система выявила 13,7 млн нарушений. Они касались отсутствия или недостоверных данных в разрешительной документации, а также оборота нелегальных товаров. Речь идет о попытках использования недостоверных сертификатов соответствия технических регламентов таможенного союза, регулирующих безопасность и качество продукции.
Было выявлено 2,3 млн попыток ввода в оборот молочной продукции при отсутствии разрешительной документации или при наличии документов, содержащих недостоверные сведения.
Такие нарушения допустило 145 предприятий. Также система зафиксировала, что 4 848 компаний пытались продать 5,2 млн единиц товаров, имеющих признаки контрафакта. Такие нарушения выявили среди 16 тысяч компаний. Эти данные переданы в оперативном режиме надзорным органам.
Самое важное - в нашем Telegram-канале