Экономика

«Мы руки предпринимателям не выкручиваем»

С заработной платой в Алтайском крае две беды. Официально она очень низкая, поэтому ее всячески пытаются вывести из «тени». Эти задачи зафиксированы в краевом трехстороннем соглашении, которое подписывают объединения работодателей, профсоюзов и представители администрации края. Для бизнесменов же всех уровней эти «комиссии» иногда являются головной болью. По их мнению, требования повысить зарплату не всегда бывают обоснованными и не всегда учитывают экономическую ситуацию на каждом конкретном предприятии. Тем не менее Анатолий МИШИН, начальник управления Алтайского края по труду, считает, что нормативные акты, которые сегодня регулируют трудовые отношения в крае, сами по себе уникальны и способны решить зарплатную проблему.

Эксклюзивная норма

- Анатолий Константинович, давайте начнем разговор с реализации положений трехстороннего соглашения. Каких конкретных результатов удалось достичь в плане повышения зарплаты в крае?

- Соглашение является стержнем социального партнерства в нашем крае. Его особенностью является то, что оно реализуется в режиме договоренностей и согласования интересов работников и работодателей, которые совместно определяют рубежи на перспективу. Ключевым моментом в соглашении является раздел, связанный с повышением доходов населения и заработной платы работников. В соглашении принята, на мой взгляд, эксклюзивная норма, которая сейчас только апробируется в Москве. Это вывод минимального размера оплаты труда (МРОТ) на уровень прожиточного минимума в режиме договоренности. Раз в стране минимальный размер оплаты труда установлен крайне низкий - 1,1 тыс. рублей, а мы реально понимаем, что за эти деньги квалифицированный специалист полный рабочий день трудиться не будет, то лучше изменить ситуацию. Поэтому в соглашении мы установили МРОТ на 2006 год в размере 3 тыс. рублей. Исключение было сделано только для трех отраслей - сельского хозяйства, автомобильных перевозок и торговли и общественного питания.

- Почему именно для них?

- Для этих отраслей установлен рубеж МРОТа в 2400 рублей исходя из сложившейся очень низкой базы зарплаты и нормы прибыли. Но мы считаем, что постепенно и они выйдут на общий уровень.

Если же говорить в целом, то эта мера позволила уже к июню нынешнего года перешагнуть шеститысячный рубеж средней зарплаты в крае и достичь показателя 6359 рублей.

- За счет чего?

- Это очень сложный вопрос. У нас в крае 56 тыс. хозяйствующих субъектов, которые имеют наемных работников. И наша задача - втянуть их в общий ритм повышения уровня зарплаты. В соглашении установлено, что в 2006 году ее необходимо поднять на 25%. В прошлом году этот показатель был достигнут, а в этом мы идем чуть лучше.

Как отслеживаем исполнение этой нормы? Есть дополнительные соглашения с налоговой инспекцией, Фондом социального страхования, Пенсионным фондом. Первый вопрос, который мы задаем работодателям, попавшим в сферу нашей деятельности, - это уровень зарплаты и наличие долгов.

- Если у работодателя она не соответствует общепринятым нормам, какие санкции ему грозят?

- Таким работодателям предлагается пересмотреть штатное расписание в сторону увеличения зарплаты и выйти на уровень коридора, обозначенного нами в 3000-6359 рублей. Недавно мы проверили 189 организаций Барнаула и выяснили, что примерно в половине из них зарплата составляет от 4 до 10 тыс. рублей, а в остальных - от 800 рублей до 5 тыс. Это предприятия малого и среднего бизнеса. Вот с ними мы и работаем.

- Каким образом?

- Мы не говорим сразу: «Повышайте зарплату до 6-8 тыс. рублей». Это же невозможно, так как будет нарушено финансовое состояние организации. Мы предлагаем руководителям составить график роста зарплаты. Например, директору торгового дома «Центрохим» Сергею Магде предложено повысить зарплату работникам с 2 тыс. рублей, которые обозначены в этом году, в течение двух месяцев. И мы установили контроль за выполнением этого требования. Есть также компания «Алтайспецтехнология», которая занимается лесопереработкой. Мы усомнились, что работники там трудятся за 3,5 тыс. рублей в месяц. Это тяжелое производство. И посоветовали руководителю привести все в порядок. Или возьмем ГК «Шэрон», где зарплата составляет 2,8 тыс. рублей в месяц. Как можно смириться с такой ситуацией?

- Работодатель может не подчиниться вашим требованиям?

- Нет, не может. Если он в течение двух месяцев не выправит ситуацию, то будет иметь дело уже с прокуратурой. В этом случае он может быть привлечен к административной ответственности. Но на моей практике случаев невыполнения требований не было.

- Предприниматели жалуются, что налоговые органы не принимают у них отчетность, если месячная зарплата в ней указана ниже, чем 3 тыс. рублей. Вы можете это прокомментировать?

- Я не работник налоговой инспекции, но у нас есть договоренность работать вместе. В рамках такой договоренности нам каждую неделю поступают сведения о тех, у кого низкая зарплата на предприятии. И тогда мы идем к ним. И никому руки не выкручиваем. Руководитель должен понимать, что Трудовой кодекс РФ является основой для функционирования его предприятия. Он должен лежать на столе у каждого работодателя и выполняться.

- Еще один вопрос по соглашению. Что грозит предприятию, которое по каким-либо причинам не желает присоединяться к трехстороннему соглашению?

- В каждом городе и районе органы по труду рассылают работодателям письма, где извещают о принятии очередного соглашения. В соответствии с Законом «О социальном партнерстве» работодатель должен присоединиться к этому документу. Если в течение месяца он не присылает письменного несогласия в органы по труду, то автоматически присоединяется к соглашению. А случаев несогласия у нас меньше десятка. Например, сейчас будем работать с «Алтайагропродом», который пишет, что у них все нормально, есть коллективный договор, соцпакет и нет необходимости присоединяться к соглашению. Я логики руководителя понять не могу - он пишет, что все есть, но присоединяться не хочет. Конечно, будем с ними вести переговоры.

Люди без образования

- Еще одна проблема - вывод зарплаты из «тени». Как в целом вы можете оценить теневой зарплатный сектор?

- Его оценили до меня ведущие экономисты страны. Это 40-50% от официальных доходов населения. В таких организациях жуткая текучесть кадров, и нередко отношения между работодателем и работником доходят до суда. Например, наше управление сейчас защищает в суде женщину, муж которой «в темную» получал 10 тыс. рублей, а после развода алименты стали рассчитываться исходя из его фактической зарплаты - от 2 тыс. рублей. Он в суде признал, что получал зарплату больше, двое его коллег нашли смелость подтвердить это. И суд обязал выплатить в Пенсионный фонд недостающую сумму за весь период работы, а алименты исчислять с зарплаты 10 тыс. рублей.

- «Серость» в зарплатах неискоренима. По каким причинам?

- Первая - в экономику пришли люди без какого-либо образования. И они только на базе природных предпринимательских навыков создают фирму. Приведу пример - работник нашего управления приходит в компанию и узнает, что там персонал не имеет оплачиваемых отпусков. Ему потребовались считанные минуты, чтобы объяснить директору, что тот обязан предоставлять своим сотрудникам 28 календарных дней отпуска вне зависимости от финансового состояния предприятия. При этом обратите внимание, что люди, работавшие в этой фирме, ни разу никому не пожаловались. Даже анонимно. Поэтому для всех заявляю: мы начинаем проверять организацию по любому, даже анонимному сигналу. Напомню о том, что когда зарплата находится в «тени», то это значит, что работник входит в сговор с работодателем, они оба нарушают закон.

Вторая причина - сознательное игнорирование Трудового кодекса РФ. Руководитель считает, что раз он хозяин в фирме, то государство к нему никакого отношения иметь не будет. Это не так! В сфере труда и его охраны государство занимается прямым управлением, и наши требования обязательны для исполнения.

Есть и еще одна причина - в налогообложении. Представители малого и среднего бизнеса должны быть освобождены в определенной доле от уплаты налогов, потому что создают рабочие места и сохраняют их. А этого нет.

- Почему в управлении столь пристальное внимание уделяется именно предпринимателям? Разве на крупных предприятиях края нет проблем с размером зарплаты или применением «серых схем»?

- Мы находили нарушения и на крупных предприятиях, но таких прецедентов мало. Крупный бизнес не может этого делать, потому что прозрачен по своей сути. Представьте, что на АМЗ, где работают 4 тыс. человек, начали бы выдавать зарплату «в темную» Об этом узнали бы близкие этих работников, и информация, я в этом уверен, моментально дошла бы до нас. Кроме того, субъектов предпринимательства в крае 56 тыс., а крупных промышленных предприятий всего 58. И в администрации края есть управление по промышленности и энергетике, которое ведет мониторинг их деятельности. Мы же участвуем в их работе только в плане организации труда, подготовки персонала, зарплаты.

- Вопрос о долгах по зарплате. Он уже стал риторическим…

- Ничего риторического здесь нет! Три года назад, на 1 января 2003 года, долги по оплате труда в крае составляли 1,1 млрд. рублей. Это была фантастическая сумма! Сегодня она составляет 245 млн. рублей. В 2003 году было 2,1 тыс. организаций-должников, сейчас 384. Прогресс налицо.

- За счет чего удалось снизить размер задолженности?

- На уровне края действует рабочая группа по погашению задолженности по зарплате. Аналогичные группы действуют в каждом городе и районе края. Они принимают к сведению и отслеживают графики погашения долгов. А наиболее проблемные районы приглашаем к себе с отчетами. Так, 17 октября на заседании рабочей группы будет отчитываться Славгородский район. А вчера (разговор с Анатолием Мишиным состоялся 4 октября. - Прим. «ВД») я разговаривал с директором Рубцовского машиностроительного завода. Долги этого предприятия перед персоналом - 47 млн. рублей. Он мне сказал, что их удалось снизить до 43 млн. в сентябре. Нужно учитывать и тот факт, что предприятия-должники находятся в сложном финансово-экономическом положении, чаще всего в предбанкротном состоянии. Но мы знаем, что со временем доведем показатель по долгам в крае до минимума.

Анатолий Мишин когда-то работал слесарем

Анатолий Константинович Мишин родился 7 сентября 1946 года в Барнауле. Имеет два высших образования. Окончил Барнаульский государственный педагогический институт по специальности «История» и Алтайский государственный университет по специальности «Экономика». Является кандидатом экономических наук.

Трудовую деятельность начал в 1963 году слесарем на барнаульском заводе «Трансмаш». Служил в Военно-морском флоте СССР. С 1987 по 1991 год работал редактором газеты «Алтайская правда», а затем - председателем комитета по социальной защите и поддержке населения крайисполкома и председателем комитета администрации края по труду. В 1994 году был назначен заместителем главы администрации Алтайского края. В этой должности проработал два года. После чего вновь вернулся на пост председателя комитета администрации края по труду (ныне управления Алтайского края по труду).

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость