Экономика

Почему из-за нового закона алтайские мясопереработчики могут нарваться на "фантастические" штрафы

Меньше чем через полгода мясоперерабатывающие предприятия алтайского края начнут жить в новых экологических реалиях, полностью соответствовать которым будет крайне сложно. Участники рынка заявляют: нормы противоречат здравому смыслу. Это может привести к "фантастическим" штрафам и росту затрат.

Корова.
Корова.
pixabay

А чистые ли воды

"Это будет событие": как алтайские мясопереработчики решили придать своему празднику лоска

Светлана Бурындина, много лет возглавлявшая «Заринский мясоперерабатывающий комбинат», а сейчас занимающая пост в президиуме «Мясного союза Алтая», отмечает: нормы экологии для мясопереработчиков начали меняться еще несколько лет назад.

Но участников рынка это особенно не беспокоило: в тот момент еще действовал двухгодичный переходный период. Сейчас он почти закончился.

Уже с 1 января 2019 года предприятия, занимающиеся убоем скота и мясопереработкой, должны будут соответствовать строгим требованиям по водоотведению. Эксперт утверждает: парадокс в том, что нормы по качеству промышленных стоков для заводов оказались строже, чем по питьевой воде из-под крана.

«Эти недоработки в законе не единожды поднимались на различных профильных заседаниях и семинарах. Все бесполезно. Нас просто не хотят слышать. Такое ощущение, что с новыми правилами все заботы о чистоте воды государство решило переложить с ЖКХ на промышленные предприятия», — полагает Светлана Бурындина.

По ее словам, объекты, соответствующие всем требованиям, даже в России можно пересчитать по пальцам. Да и то условно. «Я приведу пример “Дзержинского мясокомбината”.

"Директор этого предприятия решил провести полную модернизацию системы водоочистки, чтобы соблюдать новые нормы, — рассказала эксперт. — Вложил в это более 30 млн рублей, но все оказалось бесполезно. Достичь обозначенных в законе показателей не удалось. Вот вам и результат».

Вода. Краны.
СС0.

Как отмечают в «Мясном союзе Алтая», местные предприятия постепенно движутся в этом направлении. Каждый — с переменным успехом.

Тамара Бердникова, много лет руководящая мясоперерабатывающим заводом «Восход» в Камне-на-Оби, о своих экологических «победах» говорит неохотно. По ее словам, «кое-что на предприятии делается».

Бердникова отмечает: полностью соответствовать новым требованиям вряд ли удастся. На проведение глобальной модернизации у предприятия не хватает денег.

Между тем уже со следующего года такие предприятия могут ожидать штрафные санкции, размеры которых в «Мясном союзе Алтая» называют «фантастическими».

Дым крематория

Водоочистка — далеко не единственная наболевшая тема для мясопереработчиков. В регионе с довольно развитым рынком по убою и первичной разделке скота нет ни одного специализированного предприятия по переработке отходов.

А их на самом деле остается достаточно. Светлана Бурындина объясняет: огромные сложности возникают с утилизацией щетины, которая разлагается десятилетиями, внутренностей, не идущих на оболочку, и других остатков после убоя.

На сегодняшний день наиболее доступным способом утилизации отходов остаются биоямы, но и здесь не все так просто. Требования к размещению таких объектов с каждым годом ужесточаются.

«Необходимо оформить паспорт биоямы, правильно ее эксплуатировать, иметь разрешение на землю, где размещен объект, — сообщила Светлана Бурындина. — Но самая главная проблема не в этом. Биоямы могут функционировать только в теплое время года, когда температура воздуха не ниже плюс 15 градусов. Уже в августе, когда по ночам холодает, они неэффективны».

В этой связи мясопереработчики стали все чаще пользоваться крематорами. Правда, подобные установки относятся к категории опасных, выбросы в воздух по ним четко регламентируются, размещать их можно только в особо отведенных санитарных зонах. В общем, заморочек достаточно.

Стоимость крематоров тоже нельзя назвать доступной: самая скромная установка обходится предприятию в 800 тысяч рублей. Плюс постоянные затраты на дизтопливо. В итоге процесс утилизации влетает в копеечку.

В барнаульском крематории.
Анна Зайкова

В одиночку не потянуть

Краю срочно нужен завод по утилизации биоотходов, считают все члены «Мясного союза Алтая». Павел Крайняк, директор компании «Барнаульский пищевик», объясняет: его предприятие вынуждено вывозить отходы убоя в Татарстан. Пока это единственный вариант решения вопроса. Транспортные расходы при этом внушительные.

По информации altapress.ru, несколько лет назад вопрос о размещении завода по утилизации отходов рассматривал «Алтаймясопром». Инвесторы крупного животноводческого комплекса даже разработали проект, но дальше бумаги дело не пошло. А после того как предприятие погрязло в банкротстве, об идее быстро забыли.

В отраслевом союзе полагают: надежд на то, что какое-то из местных предприятий сумеет в одиночку потянуть такой проект, мало. С каждым годом объем инвестиций в отрасль становится все меньше.

По официальным данным, в нынешнем году мясопереработчики заявили 20 инвестпроектов на 1,2 млрд рублей. Если учесть, что на самый крупный из них приходится около 700 млн, то оставшаяся сумма сразу кажется не столь значительной.

Дмитрий Халявкин, соучредитель мясоперерабатывающего завода «Народный продукт» и председатель правления «Мясного союза Алтая», считает: реализация подобного проекта без государственного участия попросту невозможна, особенно на фоне снижающегося платежеспособного спроса.

Перекладывать свои затраты по экологии на плечи и без того не самого богатого покупателя здравомыслящий производитель вряд ли решится.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость