Неудовлетворенные кредиторы
В то время, как уголовное дело Виталия Черномора рассматривал Железнодорожный райсуд Барнаула, кредиторы «Сибэнергомаша» попытались привлечь его к субсидиарной ответственности на 314 млн рублей. Между тем, банкротство юрлица завершилось в декабре 2017 года.
Заявление подали двое - Ассоциация организаций в сфере правовой защиты и медиации (Москва) и предприниматель Сергей Макаров. Оба выкупили долг «Сибэнергомаша»: первый – у банка «Глобэкс» (в 2019 году), второй – у ДК «Сибэнергомаш» (конце 2017-го).
Денег новые кредиторы так ни с кого и не получили - ведь конкурсное производство завершилось. И в арбитражном суде они объяснили: по факту банкротство юрлица продолжается.
Так, суды до сих пор рассматривают иски об убытках, нанесенных этому юрлицу. А уже после ликвидации у «Сибэнергомаша» обнаружено имущество (долги контрагентов), и вопрос о его перераспределении между кредиторами тоже сейчас решают судьи.
Иск после "смерти"
Вообще, привлечение к субсидиарной ответственности руководителей и учредителей юрлиц – обычная история в деле о банкротстве. С бывших директоров и учредителей взыскивают крупные суммы за долги - если, конечно, докажут их вину в крахе.
К примеру, в 2021 году к субсидиарке привлекли Людмилу Комарову - это экс-руководитель кооператива «Юнона», сумма - 7 млн рублей. В деле свиноводческого предприятия "Алтаймясопром" привлекли Светлану Костомарову и Александра Югана, им придется вернуть в конкурсную массу 532 млн.
Привлекли и экс-депутата Андрея Волкова, Наталью Горбатюк и Анну Цуркину - претензии к ним рассмотрели в ходе дела о банкротстве барнаульской управляющей компании «Прогресс Плюс». Но в их случае сумму определят после расчетов с кредиторами.
Особенность нынешнего арбитражного иска к Черномору – в том, что заявление кредиторы подали спустя почти 3,5 года после завершения банкротства юрлица, которым он руководил.
Попытаться взыскать с экс-руководителя деньги можно и после «смерти» юрлица - и это не очень хорошая новость для тех бизнесменов, кто регулярно банкротит свои организации, избавляясь от их долгов. Но в данном случае суд отказал.
Не имели полномочий
Во-первых, закон установил сроки давности: 3 года со дня завершения конкурсного производства (если заявитель узнал или должен было узнать о наличии оснований). Так что срок пропущен.
А то, что московский кредитор - ассоциация организаций в сфере правовой защиты - получил долг котельного завода по договору уступки только в 2019 году, сроки давности не меняют.
Во-вторых, оба кредитора попросту не имели полномочий предъявлять такие требования. «За границами» банкротства привлекать к субсидиарке вправе не все кредиторы - только те, у которых есть судебный акт в подтверждение долга.
К тому же еще в ходе банкротства конкурсный управляющий пытался привлечь Черномора к субсидиарке на 4,4 млрд рублей. Но суд не усмотрел связи между его действиями-бездействиями и крахом предприятия. Каких-то других доказательств нынешние истцы-кредиторы суду не представили.
Полное решение апелляционной инстанции по этому делу опубликована 18 февраля.
Суд не определился
А вот приговор по уголовному делу Виталия Черномора еще не вынесен. Дело было возбуждено по заявлению «Альфа-Банка», полагавшего, что бизнесмен организовал оформление на барнаульскую компанию кредиты в банке, а деньги перевел на подконтрольные ему компании.
В итоге бизнесмена обвинили в мошенничестве. В суд дело передали в августе 2020-го, судья – Александр Ретивых.
Черномор был гендиректором «Сибэнергомаша» в 2014 году и гендиректором компании «Новаэм», которая владельца 99% акций этого юрлица. Под его контроль барнаульский котельный завод перешел в 2009 году. Но завод в его руках едва протянул пять лет, банкротом он признан в апреле 2015 года.
Самое важное - в нашем Telegram-канале