Экономика

«Покупатель пока не имеет возможности капризничать»

«Мы не испытали конкуренции при выходе на рынок Барнаула», — говорит генеральный директор бийской компании «Торговый двор «Аникс» Юрий НИКИТИН. Полтора месяца назад его предприятие открыло свой первый магазин в краевом центре и планирует до конца года довести их количество до пяти. В «Аниксе» считают, что в столице Алтая места на розничном рынке хватит четырем-пяти торговым сетям, и говорить о его насыщенности сегодня еще рано. В интервью «ВД» Юрий Никитин рассказал, каким бийчане увидели рынок розничной торговли Барнаула, почему «Аникс» не испытал влияния конкурентов, а также о том, какое будущее ждет розничную торговлю края.

«Сети выставляют экономически выгодные продукты»

— Юрий Александрович, как вы оцениваете первые результаты работы вашего магазина в Барнауле?

— О результатах пока говорить рано. Для нас магазин в Барнауле — это пилотный проект, и пока я могу сказать только, что он работает. В реализации проекта есть определенные сложности. Дело в том, что организации по обслуживанию холодильного оборудования, электрики, сантехники, находятся здесь, в Бийске. Сейчас в Барнауле мы должны найти такие организации, которые устроили бы нас с точки зрения качества и скорости обслуживания. Также необходимо выстроить отношения с поставщиками.

— Местные производители часто жалуются, что за присутствие на полках их продукции торговые сети Барнаула, прежде всего «Мария-Ра», требуют плату. В этом случае выигрывают крупные производители из других регионов страны, более мощные в финансовом плане. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Что касается «Аникса», то мы выставляем на полки продукцию местных производителей. Я не могу сказать, в каком процентном соотношении у нас находится продукция местных и неместных производителей. Мы не производим деления по этому принципу. Но если говорить в целом, то всегда любая торговая сеть будет делать выбор продукции, исходя из ее востребованности и той прибыли, которую приносит данная продукция. Иногда наибольший вес при принятии решения о выставлении продукта на полки имеет экономический показатель без учета покупательских пристрастий и предпочтений. Торговая сеть исходит из того, что потребитель все равно придет и купит этот экономически выгодный сети продукт.

— Имеет ли значение, какой это продукт или это применимо ко всему ассортименту?

— Например, есть линейки майонезов или кетчупов, схожих по оформлению и качеству. И, в принципе, покупателя можно приучить приобретать выгодный для сети продукт и таким образом сформировать спрос. Это возможно в том случае, если торговая сеть достаточно большая и имеет на рынке серьезное влияние. У покупателя в такой ситуации может просто не оказаться выбора — он придет в тот магазин, куда привык ходить каждый день, который находится рядом, и купит то, что ему предлагают.

— А если он закапризничает? Представители торгового бизнеса отмечают, что покупатель стал более требовательным к продукции.

— Покупатель, конечно, может капризничать. Но, во-первых, когда у него станет больше денег, и, во-вторых, когда рынок станет предлагать возможность выбора. Сегодня, мне кажется, этого нет. В Барнауле, например, есть развитая сеть «Мария-Ра». И с ней сильно не покапризничаешь, а будешь покупать то, что предлагается, потому что магазины находятся рядом с домом, они комфортны. Если бы рядом с магазином «Мария-Ра» стоял какой-нибудь другой магазин из числа конкурентов, то тактика и стратегия формирования ассортимента, наверное, была бы другой.

— А по каким принципам формируется ассортимент в магазине «Аникс»? В интервью газете «Континент-Сибирь» вы говорили, что одной из отличительных особенностей магазина в Барнауле будет наличие тех продуктовых позиций, которые до этого в городе не продавались.

— В миниатюре ситуация похожа на ту, когда федеральные производители «перебивают» в местных магазинах продукцию алтайских компаний. Производители Бийска находятся в похожей ситуации по отношению к барнаульским — их продукции в магазинах краевой столицы меньше. Мы, зная качество продукции бийчан, стабильность его поддержания, цены, взяли эту продукцию с собой в Барнаул и поставили в ассортимент. Это не значит, что продукции бийских компаний нет в других магазинах Барнаула. Но у нас она присутствует в большем объеме. Это одно из отличий формирования ассортимента в «Аниксе». От этого выигрывает покупатель, имеющий возможность приобретать товары разных торговых марок от разных производителей.

— Каковы размеры инвестиций в барнаульский проект?

— Их размеры соизмеримы с теми, которые мы вкладываем в открытие магазинов в других городах края.

— Когда вы планируете его окупить?

— Срок окупаемости — в пределах двух-трех лет с точки зрения инвестиций.

— Сколько сейчас составляет оборот магазина?

— Средний чек выбивается на сумму 85−90 рублей. Количество покупателей за день — 1200 человек. При таком потоке магазин имеет доход, хотя потенциал по обслуживанию клиентов у него больше.

— Вы планируете расширять свое присутствие в Барнауле?

— Да, конечно. В этом году мы должны открыть пять магазинов. Рынок Барнаула для нас является перспективным и с точки зрения расстояния, и с точки зрения покупательского спроса.

«Конкуренции в Барнауле пока нет»

— Как вы оцениваете уровень конкуренции в сфере торговли в Барнауле?

— Как таковой конкуренции при входе на рынок Барнаула мы не испытали. Если бы наш магазин стоял в непосредственной близости от магазинов «Мария-Ра» или «Мира продуктов», то мы бы это почувствовали. Но сейчас зона воздействия нашего магазина слабо пересекается с зоной воздействия магазинов других сетей. Если бы мы встали на одной площадке, стенка в стенку, тогда можно было бы говорить о конкуренции. Я считаю, что в одном городе при одинаковом или близком уровне предоставления услуг, организации торгового процесса и процесса управления вполне могут сосуществовать четыре-пять торговых сетей, получая при этом намеченную прибыль.

— Еще к вопросу о конкуренции. Интерьер вашего магазина напоминает склад. Как вы считаете, это не будет отпугивать покупателя?

— Действительно, там возникает ощущение присутствия на складе, потому что те стеллажи, то оборудование, которое мы там применяем, заставляют об этом подумать. Плюс есть еще ряд недочетов, которые мы намерены поправить. Но дело в том, что мы предлагаем магазин иной концепции, нежели «Мария-Ра» или «Мир продуктов». Магазины этих сетей в большей степени относятся к супермаркетам, в том числе по внутреннему интерьерному решению и торговому оборудованию. Мы же предлагаем вариант более дешевого магазина с этой точки зрения. За счет этого мы можем предложить и более низкую цену. Если на такое предложение найдется покупатель, то это будет именно то, чего мы хотим добиться. Если нет, то либо это не наш покупатель, либо это предложение не востребовано, и мы ошиблись.

«Новосибирцы нас не убьют»

— Сейчас в Алтайский край начинают заходить и торговые сети из других регионов, например, из Новосибирска. Они могут составить конкуренцию местным сетям?

— Все зависит от запаса прочности местных розничных сетей, то есть возможности определенное время работать без прибыли. Самый очевидный способ завоевать покупателя при входе на новый рынок — это выставить демпинговые цены и торговать по ним достаточно продолжительное время. Местному торговому предприятию, чтобы выжить, также будет необходимо опустить цены. И здесь в определенный момент деньги у кого-то могут просто закончиться. Но я думаю, что сейчас уровень конкуренции еще не такой, чтобы при заходе на местный рынок тех же новосибирцев местные торговые сети начали умирать. Опасность в большей степени подстерегает одиночные магазины.

— То есть им сейчас будет сложнее работать и выживать?

— В принципе, да. Но у магазинов, построенных в формате «у дома», то есть так называемой шаговой доступности, все же есть неоспоримые преимущества, которые сложно победить. Пришлые операторы заходят на местный рынок, как правило, большими форматами. Но у покупателя в любом случае остается необходимость приобретать товары каждый день. Можно съездить раз в неделю в крупный магазин и сделать там покупки. Но есть продукты, которые нужны каждый день, например, молочные изделия, овощи и фрукты. Поэтому чаще всего магазины больших форматов забирают у мелкой розницы часть покупателей, но никак не убивают ее.

— Еще один вопрос по магазинам шаговой доступности. В стратегии развития потребительского рынка Барнаула им уделено большое внимание и делается ставка на их развитие.

— И это правильно. Это важный формат в розничной торговле.

— Но будущее все же за сетевой торговлей?

— Да. Но почему магазины «у дома» не могут быть частью сети? Да, сейчас в большинстве своем — это устойчивый семейный бизнес, ограничивающийся одним-двумя магазинами. Но с точки зрения экономики он себя изживает. Уже есть предложения (и они дальше будут возникать) работать с такими магазинами по франчайзингу. В Европе это уже пройденный этап, в Москве франчайзинговый процесс идет полным ходом. Магазин принимается в сетевую «семью» на обоюдовыгодных условиях. Я на конкретных примерах знаю об опыте подобного сотрудничества и могу сказать, что оно действительно выгодное.

— В Барнауле очень активно говорят о насыщенности города торговыми площадями. Вы согласны с этим?

— Первый вопрос, который у меня возникает: «А кто выводил нормативы насыщенности?» Если сравнивать нормативы российские и европейские, то у нас еще есть, к чему стремиться. Второй вопрос: какого качества услуги предоставляются на этих торговых площадях? В целом же в проблеме насыщенности торговыми площадями города определенную роль играет наличие и количество сетевых магазинов в общем товарообороте. Сетевая торговля несет в себе современные идеи. Мы уже говорили о том, что за ней будущее. Потому что она концентрирует и объединяет специалистов, имеющих особые знания и передовой опыт. А вот время предпринимателей-любителей в торговле уходит. Сейчас уровень ее развития уже не прощает ошибок в управлении и организации работы. Поэтому вливание таких магазинов в сети мне видится вполне очевидным. В будущем, скорее всего, небольшие одиночные магазины войдут в сетевые «семьи». И на рынках крупных городов края — Барнаула, Бийска, будут работать не больше пяти сетевых операторов.

Как выглядит структура «Аникса»

Компания «Торговый двор (ТД) «Аникс» была создана в 1993 году. Сейчас она включает в себя 37 магазинов в Бийске, Белокурихе, Горно-Алтайске и Барнауле. Самая распространенная сеть «Аникса» имеется в Бийске — 28 магазинов.

В ТД «Аникс» входят предприятия: 1) «Ва-Дим» и «Аникс ЛТД», занимающиеся оптовой и розничной торговлей в Бийске, Горно-Алтайске и прилегающим к ним районам, предприятия по монтажу и обслуживанию холодильного оборудования «Аникс», 2) предприятие «Флора-Аникс» по производству замороженных, сушеных и соленых дикоросов — ягод и грибов, 3) предприятие «Бийсктранссервис» по оказанию транспортных услуг, 4) предприятие общественного питания «Калита», 5) предприятие «Аникс-аппетит» по производству салатов и мясных полуфабрикатов под торговой маркой «Домашний повар», 6) предприятие оказанию гостиничных и туристических услуг «Аникс тур».

Основным направлением работы ТД «Аникс» является оптовая и розничная торговля продуктами питания и товарами повседневного спроса. В компании работают более 1300 человек.

Как пришел в торговый бизнес Юрий Никитин

Юрий Александрович Никитин родился 6 июля 1971 года в Новосибирске. В 1993 году окончил факультет летательных аппаратов Новосибирского электротехнического университета (ныне — Новосибирский государственный технический университет) по специальности «Динамика и прочность машин».

Юрий Никитин признается, что торговый бизнес привлекал его еще в студенческие годы. В 1993 году он готовил дипломную работу в Бийске, где и получил предложение по организации торгового предприятия. С 1993 года и по сегодняшний день является генеральным директором компании «Торговый двор «Аникс». Возглавляет общественный совет по предпринимательству при главе администрации Бийска. Женат.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость