Экономика

Рынку негосударственной медицины нужны четкие правила игры

На сегодняшний день в частном здравоохранении Алтая складывается весьма любопытная ситуация. Рынок несбалансирован, но в то же время весьма бурно развивается. Точнее, развиваются одни отрасли при почти полном отсутствии движения в других. Владимир Куликов, председатель комитета по развитию рынка услуг в сфере здравоохранения при Алтайской торгово-промышленной палаты, считает, что это примета времени и того, что пришло время кардинально решать наболевшие проблемы.

- Владимир Павлович, какова, на ваш взгляд, ситуация в частном здравоохранении Алтая?

- Прежде всего нужно четко разграничить отрасли рынка. Частная медицина - это медицинские услуги, лекарственное обеспечение и медико-техническое обеспечение. Во всех отраслях ситуация различна. Лекарственным обеспечением практически на сто процентов занимаются частники. Причем занимаются успешно и достигают прогресса. Пример тому - предприятие "Эвалар", которое знают не только в крае, но и за его пределами. При этом мы видим рост компаний и повышающееся качество обслуживания. Аптечная сеть также на 60% является частной. Цены здесь практически не различаются с ценами муниципальных аптек.

Та же ситуация и в сфере материально-технического обеспечения. На данный момент работают около 20 фирм, оборот которых составляет 500 млн.рублей. А вот отрасль оказания медицинских услуг похожа на ребенка, который только начинает делать первые шаги. На сегодняшний день в ней работают 609 лицензиатов, 478 из которых - индивидуальные предприниматели. Около 60% занятых в этой сфере - стоматологи. Это серьезная конкуренция государственной медицине. В остальном - в хирургии, дорогостоящих исследованиях и другом - конкуренции практически нет. В целом частники оказывают услуг примерно на 5% от общего бюджета здравоохранения края. Это очень мало. Хотя на съезде частных медиков для многих стало настоящим откровением, что в этой сфере задействовано более трех тысяч специалистов. Считалось, что здесь рынок вообще находится в зачаточном состоянии. Это почти 10% от количества медиков, работающих в государственных медицинских учреждениях.

Ключевая проблема

- С чем связано такое положение дел на рынке?

- Ключевая проблема заключается в том, что четко не сформулированы госгарантии бесплатной медицинской помощи. Нет четкого понимания, какие услуги можно оказывать платно, а какие - бесплатно. Нет четкой политики по развитию частной медицины со стороны государства. Из-за этого на рынке нет ясных правил работы. Хотя у нас довольно прогрессивное законодательство, в частности закон о медицинском страховании. Он еще 13 лет назад заложил правила игры на рынке, но до сих пор не выполняется. А для развития частного сектора здравоохранения этот закон очень важен.

Бесплатная медпомощь оказывается за счет средств госбюджета и за счет тарифа по добровольному медстрахованию (ДМС), собираемого территориальным фондом. В идеале на федеральном уровне должно быть четко написано, какая помощь гарантируется гражданину за эти деньги. На территориальном уровне должна существовать программа, которая еще более подробно расписывает условия и формы получения этой помощи. Тогда человек, попадая в больницу, будет четко знать, какую ему помощь могут оказать бесплатно. Медики же в свою очередь могут представить ему список платных услуг, которые сделают эту помощь более качественной. Оплата может производиться как в кассу, так и по полису ДМС. В этой ситауции наблюдается полная ясность, какие услуги можно оказывать платно, какие - бесплатно, сколько это стоит. У нас сейчас, к сожалению, полная неясность. То есть федеральной программы нет, территориальной - тоже. Они декларативные. В результате получается, что человек платит деньги, не зная, что ему за это полагается. Врач тоже находится не в лучшей ситуации. Он знает, что должен оказать бесплатную помощь, но денег, которые есть в бюджете и фонде, недостаточно. Привлекать дополнительные средства он не может. Это ключевая проблема. И ее необходимо решать на территории.

- В своем выступлении на съезде работников частного здравоохранения вы поднимали вопрос о финансировании. Насколько остро он стоит для частной медицины?

- Это производная проблема от того, какая ситуация сейчас сложилась на рынке. Дело в том, что на данный момент у частных медиков существует практически единственный источник финансирования - средства населения. Теоретически может быть еще два. Один из них - средства территориального фонда медстрахования, которые сейчас уходят в государственную систему. Но для частников они неинтересны, так как стоимость оказываемых услуг занижена. И если заключить договор, допустим, на проведение ультразвукового исследования, то стоимость услуг по фонду не окупит ни работу аппарата, ни работу врача. Территориальный фонд не заключает договоры с частниками еще и потому, что у государства есть четкий приоритет - развитие именно государственного здравоохранения. В принципе это правильно, хотя законодательство у нас провозглашает принцип равноправия.

Очень интересный источник - средства ДМС. Во всем мире он является основным для получения качественной помощи. Но у нас катастрофически низкий показатель по ДМС - 0,7% от бюджета, то есть практически ничего. Ситуация начнет меняться в лучшую сторону только тогда, когда на рынке будут установлены и начнут выполняться правила игры. И сейчас уже пришло время наводить порядок.

Стоматология и не только

- Возвращаясь к сфере оказания частных медуслуг, спрошу, почему на сегодняшний день большинство частных медиков - стоматологи? И есть ли перспективы развития других отраслей медицины?

- Популярность стоматологии объясняется многими факторами. В частности тем, что стоматология - традиционно платная вещь во всем мире, в том числе и у нас. Поэтому готовность к тому, что этот сегмент рынка станет частным, выше. Тем более, что здесь не нужны большие затраты на оборудование. Стоматологическая установка стоит менее 10 тысяч долларов. Кроме того, основная масса частных стоматологов занимается терапевтической помощью, которая с точки зрения медицины не так сложна, не требует операционного вмешательства, больших затрат. Невысок риск осложнений. Поэтому здесь предпосылок к приходу частников намного больше, нежели в других областях медицины.

Но есть высокозатратные, высокотехнологичные и рисковые области деятельности. Например, хирургия. Здесь тоже работают частники, но они выбирают то, что требует сравнительно небольших затрат и не так опасно. Например, склерозирование вен у женщин. А вот настоящая хирургия - это большие финансовые вложения. У докторов нет возможности организовать такую компанию, которая могла бы купить или арендовать специальное помещение, вложить миллионы в закупку оборудования, содержать персонал. У нас это пока нереально. Такие частные клиники есть в Москве, начинают появляться в Новосибирске, Красноярске, Томске. Но эти регионы богаче нашего, и там нашлись инвесторы.

Хотя говорить, что у нас это направление совсем не развивается, нельзя. Работают, например, акушеры-гинекологи, но в основном по диагностике и выявлению заболеваний. Оперировать они не берутся. На терапевтические услуги большого спроса нет, поэтому частники эту область осваивают не так охотно.

Осторожный оптимизм

- Тем не менее у частного здравоохранения существуют перспективы развития?

- Я вообще оптимист. И сейчас складывается позитивная ситуация. Вектор развития государства и здравоохранения идет в направлении цивилизованного рынка со всеми вытекающими последствиями. У нас в крае ситуация изменилась. Есть понимание, что нужно делать на благо врача и пациента. На уровне краевых властей ставится вопрос о создании программы по поддержке развития частного здравоохранения, а это очень важно. Нам необходимо сейчас, чтобы наиболее острые вопросы по частной медицине попали в резолюцию съезда предпринимателей, с тем чтобы власти приняли их к сведению, и шаг за шагом следили за решением.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость