Машина предсказывает износ деталей
- Виталий Владимирович, еще с год назад считалось, что четвертая промышленная революция – это где-то далеко и придет она к нам нескоро.
- Все так, но сегодняшние реалии, связанные с пандемией коронавируса, заставили нас работать на ускорение данного процесса. В связи с этим в сельском машиностроении появляется оборудование, которое не только обеспечивает самоконтроль, но и встраивается в систему управления предприятием. Создаются машины, которые общаются с другими машинами и управляющей их программой.
Нас уже нисколько не удивляют элементы точного земледелия – к примеру, движение по полю комбайнов-беспилотников, картирование из космоса. А наша компания начинает уходить от привычной системы предупредительного ремонта, особенно характерной для крупных предприятий. Суть ее в том, что замена запчастей, выработавших свой ресурс, происходила по плану через определенные промежутки времени. А мы предлагаем систему предиктивного ремонта.
- «Предиктивный» - от английского predict «предсказывать», «прогнозировать»?
- Да. Машина сама отслеживает элементы износа деталей оборудования и направляет соответствующую информацию к действию. Объясню на примере наших фотосепараторов. Машина, используя систему Csort Cloud, отсылает информацию, к примеру, о фактическом износе эжектора.
То есть – если эжектор уже совершил 400 млн выстрелов, его надо менять, не дожидаясь установленного срока. Информация эта поступает за месяц до времени «Ч». То есть у вас будет в запасе 30 дней, чтобы спокойно поменять почти изношенный эжектор.
Причем система не просто выводит информацию на экран или сообщает оператору – она отправляет информацию о том, чтобы мы сформировали резерв данной запчасти у дилера либо на своем складе, и обратившийся к нам клиент не терял бы времени, ожидая поставки.
- Что это дает в результате?
- Такая система ремонта, с одной стороны, позволяет на все 100 процентов использовать ресурсные детали и, соответственно, не переплачивать за них. С другой, сокращается время простоя машины в ремонте. Можно сказать, система следит за надежностью оборудования – не только в широком смысле, но и в конкретном. Отклонение от нормативов использования позволяет следить за работой оборудования.
У нас в начале года случилась показательная история с новой системой. Мы ее тестировали на одном из предприятий и заметили, что количество выстрелов эжектора в фотосепараторе начинает снижаться. Для оператора это незаметно, но снижение отследил наш сервисный техник. Выяснилось, что из-за недостаточной очистки стекла негодный продукт пропускался в качественный.
Лаборатория отслеживает этот сбой с довольно большим временным интервалом – три-четыре часа. За это время выходит около 10 тонн ядра подсолнечника – по сегодняшним меркам, это порядка 450 тыс. рублей. Напоминаю: техник увидел сбой и позвонил нам. Сейчас мы автоматизировали эту историю.
Если на одной из наших машин случится такой же алгоритм ошибки, система среагирует не через три-четыре часа (то есть, когда технолог заметит), а через 5-10 минут и отправит необходимую информацию. Так что здесь работает и контроль качества продукции, и контроль самой машины.
Человеческий фактор
- Насколько после внедрения новой системы снизилось количество обращений к вам?
- В три раза! Расскажу другую показательную историю. Звонит клиент, глава КФХ, работающего со льном: «У меня проблемы с вашим аппаратом – плохое качество сортировки». Раньше как было: мы посылали специалиста разбираться на месте. А теперь этого не понадобилось.
Клиент эксплуатировал фотосепаратор "СмартСорт В" с системой СSort Cloud. Выяснили, что плохое качество сортировки приходится на ночную смену, днем все в порядке. Начинаем изучать, как наш фотосепаратор работал по ночам. И что мы видим – на машине была завышена производительность. Из положенных восьми часов система работала четыре.
- Человеческий фактор?
- Конечно! Оператор, дабы выполнить норму за смену, завышал производительность, спокойно делал норму за четыре часа и шел спать. Качество сортировки продукции его не волновало. Мы рассказали об этом нашему клиенту, он вызвал оператора, тот признался в своих комбинациях с нормами.
К августу мы готовим другую автоматизированную историю, когда машина будет сама показывать: что-то идет не так. Это что касается момента соблюдения качества. Есть и другой момент. Меня, как руководителя машиностроительного предприятия, всегда интересует, какая на заводе загрузка оборудования, сколько времени из 24 часов в сутки оно работает?
Если оборудование не загружено на полную смену, то у предприятия есть резерв, который можно продать. На нашем предприятии есть, например, отдельное направление, на котором можно заказать металлообработку. И вот в такие свободные от обычной загрузки окна будут вставляться сторонние заказы.
Здесь заложен очень важный момент – машины нельзя равнять с человеком, они могут и должны работать круглосуточно. Сейчас вообще появляются системы, которые могут управлять резервным временем. Они уже работают на зерновозах. Такие моменты быстрее дошли до других отраслей – в сельском хозяйстве все это происходит медленнее.
Избавиться от простоя
- Наверное потому, что сельское хозяйство издавна довольно консервативное дело.
- С другой стороны, благодаря консерватизму и инерционности сельское хозяйство берет себе только самое лучшее из того, чтобы было попробовано в других сферах. Стоит отметить: сейчас можно делать не только дистанционную диагностику оборудования, но и дистанционный ремонт.
Наше оборудование – это, грубо говоря, наполовину компьютер, который управляет механическими узлами. И для компьютера часто возможен дистанционный ремонт. Поэтому мы, находясь в Барнауле, можем выйти на свою машину в Германии, Чехии, Молдавии, Армении, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане - наши аппараты работают уже в 26 странах - и устранить неполадку.
- Но ведь запчасть вы дистанционно не замените?
- Здесь помогают несколько моментов. Первый – видео- или печатные инструкции по замене. Они находятся в общем доступе или же идут в комплекте с машиной. Это дает большое сокращение по времени ремонта, поскольку клиенту не нужно дожидаться приезда техника.
Другой момент связан с переходом наиболее продвинутых предприятий на технологии VR (виртуальная реальность), когда через специальные интернет-соединения тебе показывают как снять и заменить ту или иную деталь. В условиях пандемии эти процедуры делаются и без VR, довольно дорогостоящей технологии – для этого создаются обычные онлайн-конференции.
Так или иначе, но нынешняя ситуация подтолкнула к дистанционной работе, поскольку другого выхода не было. Ведь тем же переработчикам нельзя останавливаться и создавать тем самым дефицит пищевой продукции. Борьба сейчас идет за сокращение времени, надежность и качество. За то, чтобы предприятие простаивало как можно меньше. Даже день простоя приносит бизнесу огромные убытки.
Беседу вел Сергей Зюзин, специальный корреспондент «РГ» в Барнауле
Больше информации от ведущих экспертов агропромышленного комплекса — на форуме «Алтай Агро 2020». Регистрируйтесь на сайте altai-agro.ru. Участие бесплатное.
Самое важное - в нашем Telegram-канале