Экономика

Убойный стандарт

С 1 июля отечественный рынок наружной рекламы должен жить по новым правилам, о которых в Алтайском крае знают пока далеко не все агентства. В этот день вступил в силу утвержденный Госстандартом РФ специальный ГОСТ "Р 52044-2003". Он устанавливает, что конструкции наружной рекламы в населенных пунктах должны находится на расстоянии не менее 50 метров друг от друга и от перекрестков. За пределами городов и поселков минимальное расстояние должно составлять 150 метров.

Новый стандарт "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" был утвержден в апреле этого года на заседании Госстандарта РФ, а вступил в силу день в день с федеральным Законом "О техническом регулировании". И это не случайно, поскольку последний документ устанавливает новые правила стандартизации и сертификации, касается практически всех хозяйствующих субъектов и требует детального юридического изучения. А свеженький ГОСТ для рекламных агентств, занимающихся "наружкой", был придуман федеральными структурами, которые к рекламному рынку прямого отношения не имеют. В их числе - госпредприятие "РосдорНИИ", Главное управление ГИБДД МВД России и научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения при МВД России. По мнению разработчиков, утвержденный ими стандарт служит повышению безопасности на дорогах. Одновременно авторы утверждают, что ГОСТ является документом федерального уровня и по значимости может считаться вторым после закона "О рекламе" в данной сфере.

Сообщение о нововведении изрядно удивило участников барнаульского рынка наружной рекламы. Большинство из них о нем ничего не знали. "Очень жаль, что государственные структуры не предпредили нас о появлении стандарта, хотя он принимался еще в апреле, - сказал нам Алексей Холоднов, директор рекламной группы "ПРО-Dвижение", - Я уверен, что пока мы совместно с городской администрацией не создадим в Барнауле комитет по наружной рекламе, подобная чехарда будет продолжаться". В Алтайском центре стандартизации и метрологии нам не смогли обрисовать перспективы применения ГОСТа. "Мы знаем, что он вступил в силу 1 июля. Но ГОСТ к нам пока не поступил, поэтому комментировать его мы не можем," - сообщил начальник отдела государственного надзора Сергей Третьяков.

Между тем, участники барнаульского рекламного рынка всерьез обеспокоены будущим применением данной нормы. "Если использовать этот стандарт, то часть рекламных конструкций, особенно находящихся на Ленинском проспекте, "полетит", - высказал предположение Алексей Холоднов. "Действующая расстановка рекламных щитов в черте города и сейчас соответствует этому стандарту, - комментирует ситуацию Лариса Жихарева, директор рекламной группы "Город", - Конструкции наружной рекламы, так называемые биллборды, разрешено устанавливать на расстояние не менее 75 метров друг от друга, а на загородных трассах - не менее 150 метров. А вот расстановка биллбордов на городских перекрестках с введением нового стандарта действительно может стать для нас большой проблемой. Сейчас мы размещаем их на расстоянии не ближе 15 метров к перекрестку, а по новому стандарту минимальное расстояние должно составлять 50 метров". Добавим, что перекрестки являются самым выгодным рекламным местом, где уровень восприятия информации водителями и пассажирами гораздо выше.

Руководители рекламных агентств отметили и другие отрицательные моменты введенного ГОСТа. "Я думаю, он ударит еще и по рекламодателям, - говорит Лариса Жихарева, - Ведь часть рекламных конструкций уже размещена в городе по желанию заказчика. И если какие-то щиты теперь нарушают требования ГОСТа, их придется демонтировать. Надеюсь, контролирующие структуры проявят благоразумие и разрешат применение этого ГОСТа только в отношении новых конструкций". Алексей Холоднов указал на другие проблемы: "Мне пока неизвестно, в отношении какой именно наружной рекламы будет действовать данный ГОСТ. Об этом нигде ничего не сказано. Кроме того, если какую-то часть щитов все-таки начнут убирать, то это моментально отразится на объеме поступающего в городской бюджет налога на рекламу".

В краевом центре на рынке наружной рекламы действует не так много операторов. По некоторым оценкам, около 90% всех заказов по "наружке" делят между собой три агентства - "Проспект", "Город" и "ПРО-Dвижение". Среди других участников рынка называются небольшие агентства "Альфа-дизайн", "ТДМ-технологии" и "Мемфис". По данным самих операторов, на барнаульских улицах сегодня размещается от 150 до 300 биллбордов, что для нашего города не является слишком большой цифрой. В крупных же мегаполисах, таких как Москва, Екатеринбург или Новосибирск, появление рекламного ГОСТа вызвало более негативную реакцию.

Как сообщает газета "Ведомости", в Москве насчитывается около 15-16 тысяч рекламных конструкций. Если разносить их на требуемые 50 метров друг от друга, то число конструкций придется сократить как минимум вдвое. Во многих районах столицы щиты расположены на расстоянии 20-30 метров. Московская мэрия, получив на руки ГОСТ, взялась разрабатывать концепцию сокращения рекламных поверхностей примерно на 20%. В Новосибирске нам удалось связаться с крупным рекламным агентством "РИМ", в котором сказали, что новый ГОСТ всерьез повлияет на расстановку сил на местном рынке, но от дальнейших комментариев воздержались. Коллеги из журнала "Деловой квартал" (Екатеринбург) сообщили нам, что в их городе установлено примерно 1600 биллбордов. Но Екатеринбург - это очень компактный город, поэтому в центре ставить рекламные щиты просто некуда.

Очевидно, что дальнейшая судьба рынка наружной рекламы в Барнауле зависит от конструктивного диалога, в котором должны участвовать мэрия, рекламные агентства, автоинспекция и Алтайский центр метрологии и стандартизации. "В нашем городе не так много агентств наружной рекламы, поэтому можно всем вместе сесть за стол переговоров и обсудить правила игры на рынке", - говорит Лариса Жихарева. "Такие правила несомненно нужны, - подтверждает Алексей Холоднов, - Единой концепции размещения рекламы на улицах города нет. Во многом из-за этого значительная часть рекламной продукции находится в плохом техническом состоянии".

С момента принятия ГОСТа прошло уже две недели. Рекламисты к переговорам готовы. Слово - за городскими властями и федеральными структурами. Мы будем следить за развитием событий.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость