О нём говорили и продолжают говорить много и разного. О его невероятном таланте, редком обаянии, несокрушимой энергии... Но кто-то называет его диктатором и даже тираном. А вот для зрителей Олег Николаевич прежде всего народный герой из любимых фильмов "Берегись автомобиля", "Три тополя на Плющихе", "Айболит 66", "Гори, гори, моя звезда".
Он часто молчал в кино. Его "тихая" манера играть свои роли поражала более, чем истошные крики. Своим безмолвием у Ефремова получалось сказать много больше того, что писалось в сценарии, что хотел донести до зрителя режиссёр. Не хочется говорить высокопарных вещей, но всё же: каждый взгляд Олега Николаевича - это почти целый мир, заполненный чувством и эмоцией. До предела.
Театрал из Воркуты
А начиналась судьба Олега Ефремова очень буднично, не предвещая никаких великих взлётов. Его детство прошло в арбатских переулках и в воркутинских лагерях - отец уехал туда вольнонаёмным, работал бухгалтером там, где большая часть бывшей российской интеллигенции отбывала срок. Где-то там, ещё в детстве он увлёкся театром: занимался в драмкружке Дома пионеров. "Если б не это, я бы бандитом стал наверняка!" - скажет он о себе в зрелом возрасте. Но и в Москве, и в Воркуте законы выживания были одинаковы. Может быть, поэтому Ефремов потом ничего не боялся. Ни создавать с нуля театр, который станет легендой не только для поколения "шестидесятников", но и для их детей и внуков. Ни реформировать другую легенду - МХАТ.
"Буду главным!"
Ещё студентом Ефремов начал вести дневник. Однажды он сделал запись: "Я буду главным режиссёром МХАТа". Возможно, это амбициозное желание юного студента стать лучшим из лучших и подтолкнуло уже маститого режиссёра Ефремова к уходу из своего первого детища - театра "Современник".
Конечно, поступок Олега Николаевича поняли не все. Кто-то за глаза называл его предателем, ведь он пытался забрать с собой своих лучших учеников, но многие не пошли за ним.
"Враги сожгли родную МХАТу"
Спектакли "Современника" за первые полтора десятилетия его жизни всегда были событием не только театральной, но и общественной жизни, включая в себя нравственные, философские и даже политические проблемы.
Всё это вызывало ревность мхатовских ветеранов, считавших, что молодые выхватывают у них знамя. И, естественно, когда правительство предложило Ефремову возглавить МХАТ, прославленные знаменитости были недовольны. Говорят, Борис Ливанов пустил в оборот мрачноватый каламбур: "Враги сожгли родную МХАТу".
Впрочем, Ефремов был опытный театрал и прекрасно знал актёрские нравы, обиды, зависти и ревности. Первым делом он собрал великих мхатовских ветеранов в спектакль "Соло для часов с боем", который поставил, пригласив в помощники выдающегося театрального режиссёра Анатолия Васильева. Постановка имела бешеный успех у публики и критики, чего мхатовцы не ведали уже несколько десятков лет.
Советский секс-символ
В кино Ефремов пришёл в 1955 году. Актёр сыграл в мелодраме "Эшелон". И с этой роли началось его восхождение на вершины кинематографической славы. На счету Ефремова около 70 ролей в кино. Он умел прорабатывать роль до мельчайших деталей, вживался в своих персонажей, мог завлечь зрителя с первых минут, с первых кадров.
Кино принесло Ефремову настоящую известность. Его знали как бравого и весёлого танкиста Иванова ("Живые и мёртвые"), как обаятельного шофёра Сашу ("Три тополя" на Плющихе"), как трогательного художника Фёдора ("Гори, гори, моя звезда..."), как абсурдного в своей честности следователя Подберезовикова ("Берегись автомобиля").
"Олежек" в обиду не даст!
Семья Ефремова жила небогато по сравнению с тем, что сегодня люди вкладывают в это понятие. Он ездил на "Вольво", но машина была подержанная... Быт его вообще не интересовал, он плохо представлял, сколько стоят хлеб и колбаса. А когда актёры на худсовете жаловались: "Олег Николаевич! Что-то у нас с зарплатами не очень!" - он делал удивлённое лицо.
Ефремов мало отдавал времени личной жизни. Каялся, что не нашёл общего языка со своим сыном Михаилом - тоже актёром. Мы не знаем, но уверены, что есть люди театра, которые не повесилось от тоски и безысходности только потому, что знали: есть "Олежек" (так его называли в театральном мире), который день и ночь ведёт борьбу с тупыми и наглыми чиновниками за честь и достоинство сценического ремесла, отстаивая право выражать на театре свои взгляды. Ведь именно Ефремов силой своего огромного дарования и характера пробивал бреши в крепости цензуры, расширяя границы дозволенного властью. Именно он создавал престиж театральной профессии в обществе.
Рюмочки и дамочки
Олег Ефремов никогда не чурался чарки. Огромное нервное напряжение он снимал типичным русским способом - пьянством. Но быстро приводил себя в порядок и снова репетировал, играл... Не был он, как и многие люди театра, чужд всяких амуров. В одном из последних интервью на вопрос: "От чего ёкало сердце?", он ответил: "Ну, когда выпьешь хорошо, да ещё с дамой!".
Влюбчивый Ефремов, по рассказам, мог совершать безумные поступки. На гастролях в Ташкенте он залезал по стене гостиницы в номер Анастасии Вертинской и читал монолог Сирано. Однажды два Олега - Ефремов и Даль - поругались до того, что чуть было не решились драться на дуэли! Олег Николаевич вдруг приревновал свою бывшую любовь Нину Дорошину к Далю, который сделал предложение Нине, и та согласилась. Этого Ефремов перенести не мог. К счастью, "дуэлянты" помирились за рюмкой водки.
Великий эгоист
Великий актёр с незабываемой улыбкой, человек, у которого была высшая цель и единственная любовь - театр. Человек, за которым невозможно было не пойти - такова была сила его обаяния, азарта, магия воздействия на любого. Да, великий эгоист. Но в этой фразе главное слово - великий.
Сегодня театры, которые возглавлял Ефремов, остаются лучшими в стране. Актёры и актрисы, на которых он делал ставку стали звёздами первой величины. Любимые женщины давно простили Ефремову все обиды только за то, что он был в их жизни. А враги считают борьбу с ним главным событием своей биографии. Он на самом деле менял мир для других. Жил не для себя - для всех. И для всех создавал будущее. Поэтому и сам остался в нём.