Солдатская правда: 50 лет фильму "Они сражались за Родину"

Сергей Бондарчук начинал свой путь режиссёра экранизацией рассказа Михаила Шолохова "Судьба человека". В 1975 году вышла ещё одна картина, созданная по роману писателя, - "Они сражались за Родину". Её Бондарчук снимал уже в статусе живого классика мирового кино, лауреата самой престижной мировой кинопремии - "Оскар". В новом фильме мэтра соединились два начала, свойственные как творчеству писателя, так и режиссёра: грандиозные по масштабу батальные сцены и психологически точные характеры героев.

"Они сражались за Родину".
"Они сражались за Родину".
Скриншот.

Партия сказала: "Надо", Бондарчук ответил: "Нет"

1973 год. Близится 30-летие Победы. Сергея Бондарчука вызывают в Министерство обороны, и маршал Гречко, протягивая режиссёру сценарий по книге "Битва за Кавказ", говорит: "Надо сделать картину". "Сценарий плохой", - отвечает Бондарчук. - "А ты сам сделай, мы тебе поможем..." - "Хорошо, подумаю", - соглашается Бондарчук и... решает снимать фильм "Они сражались за Родину" по одноимённым главам из недописанного романа Шолохова.

Почему основой для будущего фильма Бондарчук выбрал ненаписанный роман, в котором не был закончен даже один том? Шолохов предпочитал вообще не писать, чем писать в стол или не всю правду. Не будучи уверенным, что при жизни роман опубликуют, писатель не мог работать над ним. Главы, написанные по свежим следам, на фронте, когда Шолохов был корреспондентом "Правды", "Красной звезды" и Совинформбюро, публиковались в газетах с колёс. При Брежневе по многочисленным просьбам "Правды" Шолохов передаёт в эту газету новый отрывок, но выходит он в столь отредактированном виде, что становится ясно: ни о какой серьёзной работе над романом о войне сейчас говорить не приходится.

Право на правду до боли

"Они сражались за Родину".
Скриншот.

Но для режиссёра, снявшего уже "Войну и мир", в книге "Они сражались за Родину" предстает картина духовной жизни людей на войне, есть ответ на вопрос, кто они, как сражались, чем, благодаря каким качествам победили. В умении показать народ на войне Шолохов для Бондарчука сходен с Толстым. В романе предстают традиционные для Шолохова герои - простые люди, труженики, близкие земле, эту землю тонко чувствующие, связанные с ней и как свою мать её защищающие.

Весной 1974 года съёмочная группа встречается с Шолоховым. "Мы победили и потому имеем право говорить о месяцах отступления с той горечью, которую испытываем, вспоминая о тех временах. Я за то, чтобы в фильме все было правдиво до боли", - говорит писатель. Режиссёр принимает этот тезис как руководство к действию.

Пароход в степях Волгограда

Первое и непререкаемое требование Михаила Шолохова - чтобы фильм снимался именно в тех местах, где тридцать с лишним лет назад шли бои, где происходит действие книги. Местом съёмок выбирают хутор Мелологовский Волгоградской области. Бондарчук получает согласие местных властей на переселение его жителей, поскольку планирует развернуть "боевые" действия, максимально приближенные к реальным. Тем временем в Ростове-на-Дону начинается формирование специального полка, который должен будет принять участие в съёмках фильма.

"Они сражались за Родину".
Скриншот.

Участники съёмок работали в степи, а жили на пароходе: зафрахтованный "Мосфильмом", он был превращён в гостиницу. В произведении Шолохова, по которой поставлен фильм, есть почти документальные описания местности - полупустыня с белым от соли песком. Не было необходимости заново создавать приметы места действия, нужно было просто углубить, обновить сохранившиеся со времён войны полузаросшие окопы и воронки, убрать кусты, пожечь, хотя бы кусками, чересчур мирно зеленеющую траву.

Именно эта земля, на которой не скроешься, не спрячешься, голая и выпуклая, как школьный глобус, и стала тем местом, где человек оказался на виду - со всеми своими доблестями, недостатками, со своим показным ухарством и скрываемой нежностью, со своими думами и невыносимыми печалями. Придонская степь в картине приобрела благодаря искусству оператора Вадима Юсова значение метафоры мира, в котором всё живое - и человек, и травинка - борется за жизнь.

Дети войны

"Они сражались за Родину".
Скриншот.

Для съёмок в фильме подобран блестящий ансамбль актёров. Иван Лапиков, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Нонна Мордюкова, Лидия Федосеева-Шукшина, сам Сергей Бондарчук - все народные или заслуженные, все любимые. Это потом критики назовут фильм по точности близким к документальному. А пока, приехав на место съемок, по требованию режиссера все ходят в гимнастёрках, в солдатской одежде, вживаются в образы. Кто-то из актёров воевал, кто-то хранит воспоминания детства. Война никого не миновала. Бондарчук просит актёров выразить своё отношение к войне, высказаться о личных впечатлениях, связанных с этой темой.

Среди солдат выделяется Лопахин. Не то чтобы какими-то особыми сюжетными функциями или "метражом" роли - скорее, характером, свойствами души. По-шолоховски любящий окопный трёп балагур Лопахин слова не скажет о своём внутреннем состоянии, но в том, как по-хозяйски обстоятельно устраивается он в окопе, налаживает противотанковое ружье для зенитной стрельбы, как терпеливо и напряжённо ждёт немецкие самолёты, как по-детски радуется удаче, мы ощущаем его человеческое существо, соединившее в себе особенности характера русского солдата из шахтёров.

"Они сражались за Родину".
Скриншот.

Лопахин - последняя роль Шукшина. Василий Макарович и умер во время съёмок. Умер во сне, в каюте на пароходе. На столике каюты остались графин с остатками кофе, недоеденное яблоко и рукопись: и в свободные от съёмок часы, включая ночные, он не берег сердце - продолжал работу над своим новым произведением.

Смерть любимца съёмочной группы ошеломила всех. Но съёмки не остановишь. А среди недоснятых сцен остались три с Шукшиным. Что делать? Нетрудно было найти актёра, ростом и статью похожего на Шукшина: переодев в шукшинскую гимнастёрку, брюки, сапоги и пилотку, сняли "дублёра" со спины - зритель подмену не заметил. Труднее было с озвучанием. И тут режиссёру прямо-таки фантастически повезло: нашёлся актёр с голосом, очень похожим на шукшинский - Игорь Ефимов..

Второе небо Аустерлица

"Ключевой эпизод фильма - контузия персонажа Вячеслава Тихонова, который многие называют "вторым небом Аустерлица", - рассказывает оператор Вадим Юсов (он работал также на картинах "Иваново детство", "Солярис", "Я шагаю по Москве"). Бондарчук требует от меня показать в кадре напряжение и животный ужас. А погода, как назло, стоит прекрасная - ни ливня, ни облачка. То есть никаких дополнительных выразительных средств, чтобы описать состояние героя, нет. И, для того чтобы в кадре была едва заметная нервная дрожь, я попросил танкистов в строго определённые моменты стрелять в сторону Тихонова из всех орудий холостыми зарядами.

"Они сражались за Родину".
Скриншот.

Выстрелы были мощные, нам всем приходилось затыкать уши, но нужный эффект был достигнут: от каждого залпа земля вздрагивала, начинала немного дымиться, а картинка плыла. А чтобы усилить этот эффект, мы вокруг Тихонова поставили жаровни с углями. В итоге, когда вы видите крупный план актёра, то изображение становится неустойчивым, напоминает мираж в пустыне.

Отец родной

В вышедшей в 1993 году книге "Воспитание правдой" Сергей Фёдорович, рассказывая об общении с Шолоховым в процессе съёмок кинофильмов "Судьба человека" и "Они сражались за Родину", отмечает бережное, отеческое отношение писателя к окружающим, внимание к людям, заботу о них, и в то же время требовательность по отношению к выполняемой ими работе. Шолохов доверял людям, и это доверие и бережливость всегда рождали в человеке ответный отклик, вселяли в него уверенность.

"Они сражались за Родину".
Скриншот.

Во многом личность Шолохова оказала влияние и на выход кинофильма по роману "Они сражались за Родину" на экраны. "После окончания фильма была его приёмка - вспоминает Бондарчук. - В Генштабе, где смотрели и обсуждали фильм под председательством маршала Гречко, мне досталось... Я был в предынфарктном состоянии. Картину не приняли. Позже всё наладилось. Во многом помог Михаил Александрович Шолохов. Фильм не выпустили к 30-летию победы над фашизмом, а выпустили к 70-летию Шолохова".

Фильм получил всенародное признание, пришли тысячи писем от бывших солдат, подтверждающих правдивость представленных в нём событий, но первым его одобрил Шолохов. Для него это был "поклон живым, которых уже остаётся очень мало". Но по неизвестным до сих пор причинам за полтора года до смерти, по свидетельству старшей дочери писателя Светланы, Шолохов уничтожит вторую часть романа...

Смотрите также
Ссылка на эту страницу
Комментарии
Рассказать новость