Освоение целины
Долина реки Межеумок, где археологи разбили лагерь, – место особенное. Здесь находят «осколки» разных культурных слоев. Через Алтай проходили люди, мигрировавшие из европейской части в сторону Индии и обратно.
Афанасьевцы были первыми на Алтае металлургами, андроновцы стали первыми обрабатывать золото. Здесь обитали скифы, а позже проходили все кочевые народы — гунны, тюрки, монголы. Каждый оставил следы своей культуры, которые теперь находят археологи, восстанавливая жизнь и быт древних людей.
По оценкам специалистов, люди жили в долине Межеумка на протяжении сотен тысяч лет. Денисова пещера находится всего в 40 км от долины по прямой. Председатель Алтайского археологического общества Михаил Сафронов говорит, что для первых жителей – неандертальцев и денисовцев – не было проблемой преодолеть это расстояние, а, значит, они могли останавливаться и охотиться в этих местах: здесь находят орудия их труда. Археолог шутит, что в долине можно найти древние артефакты везде, где «ткнуть лопатой».
До того, как три года назад в долину отправилась экспедиция, место было в археологическом плане настоящей целиной. Однако опытный глаз ученых с первого взгляда оценил перспективу этой площадки.
«Мы долго искали такую долину, – рассказывает Михаил Сафронов. – Это профессиональная интуиция. Раз здесь удобно разбить лагерь, то мы предположили, что и древние люди считали это место удобным для поселения. Долина небольшая, защищена горами, на которых хорошо пасти скот. Здесь много съедобных растений, грибов и ягод, много диких животных, на которых можно охотиться, а Межеумке и Чарыше ловится рыба».
По берегам Межеумка обнаружились фрагменты предметов быта, орудий труда, оружия. Сделав разведывательные шурфы глубиной около 70 см, археологи нашли каменные конструкции древних курганов.
Дождались!
Долгое время у археологов не было возможности вести раскопки, это запрещено законом. Они занимались обустройством лагеря, находили отдельные предметы древности и вместе с волонтерами воссоздавали быт далеких предков, мечтая, что когда-нибудь здесь будет большой центр исторических реконструкций под открытым небом.
«Доказать необходимость вскрытия памятника сложно,– говорит Сафронов. – Мы смогли это сделать, поскольку здесь ведут хозяйственную деятельность предприятия села Сентелек. И мы взяли земли в аренду. Согласитесь, нехорошо, если прямо на древних курганах сделать огород или, например, поставить туалет. Поэтому могильники надо вскрывать, документировать и музеифицирвать артефакты».
Больше года археологи ждали разрешения на вскрытие кургана, и в конце июля наконец-то получили заветный открытый лист. Тут же приступили к работам. Наиболее перспективным оказалось возвышение неподалеку от лагеря, там, на глубине всего полутора метров, археологи и открыли курган.
Понятно, что он в долине не один. Уже по существующей раскопке видно, что одна каменная конструкция почти «перетекает» в другую. Курганные группы раскиданы по полю, это подтверждают съемки сверху, их можно заметить и с земли, если скосить траву.
Вскрытие покажет
По орудиям труда, костям животных, бытовым предметам археологи составляют представление о жизни древних людей. Могилы – другая часть работы. То, что находят в поселениях, никогда не встречается в захоронениях. И наоборот. Это две части целого. Долина Межеумка и в этом смысле оказалась уникальной: поселения здесь соседствуют с могильниками, так что есть возможность узнать и о бытовой, и о культурной, и о ритуальной составляющей жизни древних.
«Чарышский район в целом богат на уже открытые и еще лежащие в земле памятники, рассказывает кандидат исторических наук Сергей Ситников. – Бывают и случайные находки. Например, в этом году мы распахали небольшое поле под посадки картофеля. Я прошел по нему и нашел рыболовные грузила эпохи неолита».
По инвентарю, по орнаментам, по расположению захороненных людей археологи смогут точно определить дату памятника. Пока курган в виде осевшей пирамиды, сложенной из камней, датировали средневековьем.
«Вскрытие покажет, – говорит Ситников. – Точно назвать период и культурный слой можно только по найденным внутри могильника предметам и самому расположению костей погребенных там людей или животных. Надеюсь, нас ждут сюрпризы. Чтобы определить полную историческую картину, нужны масштабные археологические работы в течение не менее пяти лет, а они пока только начинаются. В этой долине десятки могильников и поселений».
В найденном раскопе видны и круглые, обточенные водой камни, и скальная порода. Сергей Ситников считает, что помимо основного захоронения, которое ближе к поверхности, здесь расположены и более древние могилы, возможно, эпохи бронзы и раннего скифского времени.
25 августа в долине закончится работа волонтеров. Если курган не успеют вскрыть, то ядро команды все же задержится, чтобы завершить все необходимые работы.
Поскольку в долине создают музей под открытым небом, памятник полностью реконструируют, чтобы все приезжающие смогли посмотреть на него в первозданном виде. «Это будет действующий объект, все смогут потрогать предметы, попробовать также что-нибудь реконструировать и присоединиться к вскрытию новых курганов», – говорит Сафронов.
Факт
За лето археологи проводят пять экспедиционных смен. В долине располагается детский лагерь. Ежегодно сюда приезжают более 400 волонтеров. Это самый крупный волонтерский отряд в Сибири.
Оживить историю
Археологи нашли совок из кости животного, обломки накладок на лук, рукоятку для шила, нож из яшмы. Из наиболее интересных находок этого лета – рог лося с зарубками: это заготовка для псалия - части лошадиной узды.
Нашли и обломок ножа – первое бронзовое орудие, обнаруженное в долине Межеумка. Такие орудия характерны для раннего скифского времени – VIII-VII век до нашей эры. Сергей Ситников уверен, что рано или поздно найдет в долине и захоронения скифов.
За рекой обнаружились оселки – орудия для заточки ножей эпохи раннего железного века с характерным пропилом в середине и отверстием, чтобы привязывать камень к поясу.
Несколько грузил – подточенные с двух сторон камни – позволяют сказать, что люди активно занимались рыболовством в бурном Чарыше. В подтверждение тому – найденный на месте поселения рыбий позвонок. Чтобы обнаружить такие мелочи, приходится буквально просеивать десятки кубометров земли.
Находок этого лета хватит на две-три хорошие экспертные публикации. Все артефакты будут введены в научный оборот.
«Для многих людей кажется странным раскапывать могилы, и они спрашивают, что я при этом чувствую, – делится Сергей Ситников. – Но мы копаем с научными целями. А выводя на свет новые факты древности, мы, можно сказать, оживляем умерших».
Факт
Проект Алтайского археологического общества «Волонтер науки: летний научно-образовательный лагерь» в 2021 году стал победителем конкурса на предоставление грантов губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики.
Самое важное - в нашем Telegram-канале