Образование

Бесклассовое общество. Почему школы маленьких сел Алтайского края живут в постоянном страхе?

Большое количество малокомплектных и сельских школ - особенность нашего края. Их у нас почти 700. Есть такие, в которые 1 сентября в первый класс идет один ребенок, а есть такие, где и вовсе никого. Как содержать такие школы? Как обеспечивать качество образования в них? В конце концов, закрывать их или не закрывать? Ответы на эти вопросы на деле лежат не в экономической плоскости.

Все равно закрыли

В 2007 году закрыли начальную школу в селе Карасук Советского района. В ней учились шесть человек, работали два педагога.

- Губернатор везде говорил: начальные школы не трогать, сохранять, оптимизировать, - рассказывает Наталья Породина, бывший председатель комитета по образованию Советского района. - Мы сделали все, что можно: построили свою котельную, объединили классы, сделали ремонт, в целях оптимизации соединили в одном здании школу, клуб, библиотеку, медпункт. Но школу все равно закрыли.

Смогли отстоять

- В страхе, что нас закроют, мы живем с 1984 года, когда нашу "восьмилетку" еще только открывали, - говорит Валентина Тепикова, директор средней школы села Колбаново Советского района. - И год назад школа действительно оказалась на грани закрытия, несмотря на то что в ней было 38 учеников!

По закону закрыть учреждение можно только с согласия жителей села. Учителя, родители, дети и все остальные колбановцы школу спасли. Собирали подписи, писали заявления.

- Все понимают: если школу закроют, не будет и села, - уверена Валентина Тепикова. - Ведь в школе находится медпункт, здесь же проходят все праздники. Нам хочется жить! И хотя количество детей уменьшается, все равно появляются молодые семьи, а в селе еще живут люди, которые хотят работать. У нас есть СПК "Колбановский", есть малые животноводческие центры, земля приносит неплохой урожай, есть частное предпринимательство. В общем, люди шевелятся.

Знаете, как мы хотим, чтобы наша школа существовала и работала! Как мы хотим, чтобы наша маленькая родина не исчезла с лица земли! Люди хотят жить там, где они родились, а ребятишки - они у нас замечательные - хотят учиться там, где живут.

Ближайшее село Никольское - в 12-ти километрах от Колбанова. В их школе около ста ребятишек. Но мы знаем, что такое ездить по этой дороге. Весной это сплошное месиво. Бывают дни, когда из села никто не выезжает. Мы слышали что-то про 2009 год: если трасса будет отремонтирована, нас закроют. Но верим в то, что школа будет существовать.

Сейчас в школе двадцать ребятишек, семь классов-комплектов. Пять классов - с пятого по девятый, два - с первого по четвертый. Работают восемь педагогов. Колбановская девятилетка считается малокомплектной. В связи с переходом на нормативно-подушевое финансирование некоторые ставки пришлось сократить. И хотя конкретно никого не уволили, объединили уроки. Например, физкультуру, музыку, ИЗО. На них ходят дети из разных классов.

Не будет школы - все развалится

В маленькой Горновке при Ивановском сельсовете Курьинского района в связи с переходом на нормативно-подушевое финансирование сократили одного педагога. Елена Алферова осталась одна - и директором, и учителем.

- Наши старшеклассники учатся в Ивановке. Здесь, в Горновке, пять учеников и три класса, - рассказывает сельская учительница. - Во втором классе два ученика, в третьем - два и в четвертом один. В следующем году ждем двоих первоклассников - должна приехать молодая семья. А еще через год будет пять или шесть новичков.

Слухи, что нас закроют, ходят давно. Вот вторую учительницу сократили, потому что учеников мало и первого класса нет. Ее перевели в Ивановскую школу. Я веду сейчас все предметы - русский, математику, чтение. Работаю в полторы смены. Три раза в неделю к нам приезжает из Ивановки преподаватель физкультуры, два раза в неделю - учитель немецкого языка. Если нашу школу закроют, ездить в Ивановку будут все. А это значит, что малышам придется ждать, когда у старшеклассников закончатся уроки, чтобы их всех отвезли домой.

Когда чиновники оправдывают закрытие маленькой школы, они говорят о пользе. В таких школах, по их мнению, страдает качество образования. Не все с этим согласны.

- Наоборот! - Уверена Елена Алферова. - Учеников мало, и мы отдаем им все внимание. Они привыкли, что их каждый день спрашивают, поэтому всегда готовятся. А вообще, у нас в селе говорят: "Если школу закроют, все разъедутся".

Цифры

В 2007 году, по данным управления Алтайского края по образованию, в нашем регионе закрыто 16 школ. В планах на 2008 год - закрытие семи школ.

За год в крае сокращено 567 педагогов, примерно столько же ушли на пенсию.

Сокращение будет продолжаться

О сокращениях педагогов, о переходе на подушевое финансирование, о новых схемах оплаты труда и о других проблемах отрасли говорил на прошлой неделе Юрий Денисов, начальник управления Алтайского края по образованию. Ко всем этим темам "СК" еще не раз вернется. Сегодня мы приводим слова чиновника, которые прямо или косвенно касаются жизни малых сельских школ.

Нормативное финансирование

- Процесс сокращения идет и в ближайшие годы не остановится. Его основная причина в сокращении числа учащихся общеобразовательных школ. Зона нашей ответственности здесь в том, что мы должны предложить учителям, которые в силу объективных причин сокращаются, другие возможности.

Еще одна причина сокращений связанна с внедрением так называемого нормативного финансирования. Сказать, что оно у нас уже включено, нельзя. Для этого должен быть нормативный документ на уровне края, который разъяснит, как рассчитывается заработная плата и как определяется объем субвенций. В том числе - принципы для села. В прошлом году такого нормативного акта не было, он появился на уровне края только сейчас. Теперь нужно сделать так, чтобы методика была внедрена на уровне каждого района, чтобы каждый директор мог посмотреть ее, взять статистику школы и сказать: "А вы, извините, нам денег недодали".

Системный сбой

- Мы три года отрабатывали переход на нормативное финансирование, чтобы предотвратить все риски. Системный недочет мы выявили только в той части, которая касается малокомплектных школ. Он объясняется тем, что методику внедряли неаккуратно и не очень грамотно. Директора школ просто не знали, по каким параметрам им выдают деньги на школу.

На сегодняшний день мы эти недочеты в принципе устранили. Если вдруг в каком-то районе появятся проблемы, мы будем смотреть, где это они: внутри самого образовательного учреждения, внутри района или в методике? И будем вносить изменения. Такой ситуации - внедрили методику и бросили на произвол судьбы - не было, нет и не будет.

Маленьким - самое лучшее

- В малокомплектные школы поступало и поступает современное оборудование, в том числе лаборатории по всему циклу естественнонаучных дисциплин. Кроме этого, мы обратились с ходатайством в администрацию президента учесть при реализации нацпроекта высокую долю малокомплектных школ в Алтайском крае. Нам уже увеличили количество поставляемых автобусов. А с этого года оборудование впервые будет приобретаться не только за краевые, но и за федеральные деньги.

Предыдущие механизмы финансирования не позволяли иметь в малокомплектных школах достаточный для стимулирования работы надтарифный фонд, его хватало лишь на компенсационные выплаты: на проверку тетрадей и т. д. Стимулирующая часть была небольшой из-за низкой наполняемости. В этом году из-за изменений в принципах финансирования малокомплектных школ мы получили возможность значительно увеличить их благосостояние. Из бюджета края именно на такие школы выделяется 320 миллионов рублей.

Тяжелая ноша

- Проблема номер один для малокомплектных школ не касается дилеммы "сохранение или закрытие". Закон прописан строго, нарушить его никто не может. А вот как обеспечить качество образования в этой маленькой школе? Это проблема, от которой в первую очередь пострадают наши дети, которые не будут успешными.

Мы жестко сладим за всем этим, у нас есть прогноз на то, какие школы будут закрыты, реорганизованы. Малокомплектные школы - это негативный эффект от объективно протекающих демографических процессов. Это ноша, которая негативно сказывается на процессе обучения. Нужно сделать все, чтобы предотвратить их появление, а там, где они есть, предпринять дополнительные меры, чтобы обеспечить качество образования в них.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость