Не по профилю
Камнем преткновения между школьным образованием и высшим, со слов ректора аграрного вуза, стал пресловутый ЕГЭ. Потенциальные абитуриенты панически боятся сдавать госэкзамен, что наиболее очевидно в сельской местности, где в 11-е классы поступают лишь единицы. Даже в базовых школах, расположенных в достаточно крупных населенных пунктах, число одиннадцатиклассников варьируется от 5 до 15 человек. И это на все вузы края.
«Сейчас, при поступлении в высшую школу, на большинство направлений необходимо сдавать профильную математику, - напоминает руководитель аграрного вуза, - Нередко сами педагоги отговаривают выпускников сдавать ее, понимая, что уровень подготовки достаточно слабый. Мол, ограничься пока базовой, а там все решится само собой. В итоге дорога на многие интересные и перспективные специальности оказывается закрытой».
В доказательство Колпаков приводит статистику, взятую с интерактивного образовательного портала Алтайского края. Ежегодно школы региона выпускают порядка 10- 10,5 тысяч учеников. Если в 2021 году профильную математику сдавали 5,6 тыс.,то в 2024 году всего 2, 6 тыс. человек.
Падает количество желающих подтвердить при сдаче ЕГЭ свои знания в биологии, химии и прочих точных науках. Причину такой тенденции он видит не только и даже не столько в страхе пред экзаменационными испытаниями, а в тотальной нехватке профильных педагогов в сельских школах.
«Наш ответ этим вызовам - мы активно пошли в сельские школы с коммуникативно-образовательным проектом «Поколение АГРО», который реализуем совместно с министерством образования Алтайского края, - рассказал ректор, - В познавательно-увлекательной форме знакомим школьников с профессиями в области АПК, рассказываем, какие есть перспективы в этой сфере, о современных технологиях, востребованности в молодых кадрах».
План «Перехват»
Понимая нехватку педагогов в сельских школах, вуз намерен привлекать своих преподавателей, чтобы готовить ребят к сдаче ЕГЭ. В помощь школьникам, желающим поступить в аграрный вуз - интерактивная образовательная платформа, разработанная Россельхозбанком.
Акцентировал внимание руководитель агровуза и на том, что ни образование, ни бизнес, не должны терять из поля зрения ребят, которые все же решили уйти из школы после 9-го класса.
«Официанты, парикмахеры, бухгалтеры - это тоже нужные и важные профессии, но мы должны перехватить своих ребят, чтобы закрепить их в сельском хозяйстве, катастрофически нуждающемся в кадрах», — призвал Колпаков.
Со своей стороны, вуз способен обеспечить качественную подготовку специалистов среднего звена. Так в рамках участия в федеральном проекте «Профессионалитет» была серьезно усилена лабораторно-производственная учебная база, на которой студенты обучаются таким востребованным профессиям, как агрономия, ветеринария, ремонт и обслуживание сельхозтехники и другим. Важно, что в этот процесс вовлечен и агробизнес, который помогает не только финансами, но и предоставляет места для прохождения производственных практик.
Но все же ситуация далека от оптимистичной. Как показал первый опыт заключения целевых договоров на платформе «Работа в России», спрос от потенциальных работодателей в сотни раз превышают число абитуриентов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале