Первые в своем роде
Открытие лаборатории входит в проект «Технологические особенности произведений живописи ХХ века: комплексный анализ». Он был разработан в рамках научной школы доктора искусствоведения, профессора Ларисы Нехвядович «Искусство России и стран Центральной Азии». Проект выиграл грант от Российского научного фонда.
Задумка эта — уникальная. Такая научно-исследовательская лаборатория по изучению произведений изобразительного искусства XX века — первая в Сибири.
По словам Ирины Черняевой, анализ картин, который станет возможен с открытием лаборатории, позволит решить многие задачи перед теоретиками и практиками искусствоведения, облегчит дальнейшую реставрацию. А также поможет определить необходимые условия хранения и экспонирования для каждого полотна. А это увеличит срок существования произведений искусства в первозданном виде.
«Наши исследования в лаборатории будут направлены в помощь экспертам в области искусствоведения и реставраторам, — рассказывает Ирина Черняева. — По результатам исследований мы также создадим базу данных произведений живописи сибирских художников. Это поможет нам для дальнейшей совместной работы с другими учебными заведениями и регионами».
Подготовка
Изначально перед командой исследователей встала задача определить необходимый перечень оборудования, а также получить рекомендации экспертов и советы специалистов по работе с живописными полотнами.
Для этого команда, в состав которой входили Ирина Черняева и ведущий научный сотрудник института гуманитарных наук Галина Булгаева, отправилась в апреле в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица.
Там исследователи изучили оптико-физические (включая лазерные) методы исследования и реставрации произведений искусства — те, которые и будут применяться в новой лаборатории АлтГУ.
Ученые получили возможность заранее испытать оборудование, на котором осуществляются подобные исследования — микроскопы, лампы ультрафиолетового, инфракрасного и поляризационного света, а также технику для проведения рентгенофлуоресцентного анализа (РФА) и микросъемки. Команда изучала микроскопические образцы, взятые ранее с произведений живописи сибирских художников ХХ века.
«Образцы, которые изучают под микроскопом при таких методах исследования, очень малы. Размером с песчинку, — объясняет Ирина Черняева. — Однако если взглянуть в увеличении на такую крошечную частичку, можно увидеть, например, даже в какой технике художник наносил мазки на холст».
Ценность проекта
Ученые также поучаствовали в научно-практическом форуме «Реставрация. Наш взгляд — 2024». На нем сотрудник лаборатории научной реставрации станковой темперной живописи Государственного Эрмитажа Николай Малиновский отметил, что создание лаборатории при АлтГУ поможет внести вклад в развитие сибирского искусствоведения.
«К сожалению, памятники живописи в наши дни действительно утрачиваются, с каждым годом все больше, — рассказывает Ирина Черняева. — И мы уверены, что наши исследования будут востребованы. Тем более что они сейчас, можно сказать, являются мировым трендом. На эту проблему обратили пристальное внимание и в Европе тоже. Предполагаю, через 20-30 лет анализ произведений искусств будет на постоянной основе включать и оптико-физические методы».
Сейчас исследовательская команда проекта уже приступила к закупке оборудования. Совсем скоро в стенах АлтГУ появятся собственный мощный микроскоп, а также лампы с инфракрасным и ультрафиолетовым излучением.
Самое важное - в нашем Telegram-канале