Политика

Владимир Южаков: зачем нужна антикоррупционная экспертиза

Сегодня в Барнауле проходит семинар Алтайской Школы публичной политики. Эксперты, слушатели и гости ШПП рассматривают методику проверки законов и законопроектов на коррупциогенность. Владимир Южаков, эксперт Центра стратегических разработок и один из разработчиков технологии антикоррупционной экспертизы, рассказал о хронологии развития антикоррупционных мер в России и некоторых проблемах анализа и экспертизы законопроектов на коррупциогенность.

Владимир Южаков, руководитель проекта "Административная реформа" Центра стратегических разработок.
Владимир Южаков, руководитель проекта "Административная реформа" Центра стратегических разработок.
Мария Куртукова

Владимир Южаков,
руководитель проекта "Административная реформа" Центра стратегических разработок:

Впервые эта тема публично была озвучена президентом в 2004 году. Тогда президент сказал, что корни коррупции подпитываются некачественным законодательством. До этого господствовало мнение, что коррупция рождается в ходе применения правовых актов, сами же законы не рассматривались в качестве источника коррупции. В 2004 году президент признал, что в законах накопилось много "коррупционного мусора" – правовых предпосылок коррупции. Поэтому предметом профилактики коррупции должно быть не только правоприменение, но и законотворческая деятельность.

В преамбуле Национального плана противодействия коррупции признается, что положения нормативно- правовых актов фактически закрепляют тенденции к закреплению административного произвола. При разработке федеральных законов предполагалось, что достаточно обозначить полномочия чиновников, а они должны исполнить их как следует. Детального описания процедуры реализации этих полномочий не было, и не представлялось возможным их описать. При этом значительное количество лоббистов настаивали на том, чтобы при подготовке законов оставить максимально широкое поле трактовки полномочий.

Такая презумпция добросовестности чиновников. Но она не срабатывает – не потому, что чиновники сплошь все плохие, а потому что при избыточном административном усмотрении создается слишком много соблазнов. И постепенно происходит легитимизация этих действий, способствующих коррупции. И наказуемыми становятся не коррупционные действия чиновников, а результат – когда чиновник пойман на месте преступления, а это очень трудно сделать. Ведь иногда взятка может иметь форму неких преференций. И все приготовления к этой коррупционной сделке оказываются по сути законными, неподсудными и даже не осуждаемыми.

Была поставлена задача наладить постоянную системную антикоррупционную экспертизу законодательства. Не так-то просто было подготовить технологию ее проведения и добиться понимания того, какая технологий является наиболее приемлемой.

Второй этап – это подготовка "памятки" по анализу и экспертизе правовых актов. Мы старались ее всячески пропагандировать, и первой откликнулась комиссия по противодействию коррупции Госдумы РФ. Прошла экспертиза ряда законов. После публичного обсуждения и оглашения результатов изучения законопроекты были направлены в комитеты для доработки и до половины коррупционных предпосылок в ходе доработки действительно устранялось.

При обсуждении результатов антикоррупционной экспертизы депутаты обратили внимание, что это действенное оружие противодействие коррупции. Обнаружилось, что за коррупционными факторами скрываются совершенно определенные коррупционные рынки и интересы.

Нужно отметить, что сама экспертиза тоже может быть использована в коррупционных целях и единственное противоядие против этого – полная публичность, прозрачность.

Предполагалось, что в 2005 году должны была быть уже принята методика анализа разрабатываемых и уже принятых нормативно-правовых актов на предмет наличия предпосылок к коррупции. Но на сегодняшний момент эта задача оказалась нереализованной. Не было официально утвержденного статуса антикоррупционной экспертиза- особого наказания за ее отсутствие не было.

Методика анализа и экспертизы законопроектов была издана Центром стратегических разработок в 2007 году. Разработаны были и региональные методики проведения антикоррупционной экспертизы. С ними можно ознакомится на сайте Центра стратегических разработок.

С 2006 года по настоящее время идет реализация антикоррупционной реформы. Разработчики методики старались максимально облегчить применение методики в субъектах РФ и провели региональные тренинги в 28 субъектах РФ проводили для всех заинтересованных специалистов.

Затем были приняты национальный план и федеральный закон о противодействии коррупции, были сформулированы соответствующие обязанности Минюсту. Два года шли переговоры о содержании этой методики, постоянно было стремление минимизировать требования к выявлению предпосылок коррупции.

Надо отметить еще тот факт, что закон может быть некачественным, но это не всегда связано с коррупционной направленностью. Когда вы явно ощущаете, что ваш кошелек страдает, тогда очевидно, нужно выявлять и устранять эти правовые акты, которые создают такие условия. Еще одним толчком к такой проверке является недобросовестная конкуренция – когда ощущается, что коррупциогенность закона способствует наличию преференций для конкурентов. Здесь выявление коррупционных предпосылок – прежде всего борьба с недобросовестной конкуренцией. Это касается прежде всего бизнеса, но также и других элементов гражданского общества в том числе.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость