Потребитель

ОДН и прочие расходы. Какие графы есть в наших квитанциях и за что мы платим

Получив очередную квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг, многие из нас впадают в ступор: откуда такие цифры? Начинаем ругать законы, чиновников, депутатов, управляющие компании, поставщиков услуг, при этом часто игнорируя общие собрания жильцов своих домов, на которых и обсуждаются вопросы по ЖКУ и принимаются тарифы и другие решения.

Женщина снимает показания счетчика.
Женщина снимает показания счетчика.
Анна Зайкова

Если вы решили подробно разобраться во всех пунктах платежной квитанции за ЖКУ, то в первую очередь можно обратиться непосредственно в "Вычислительный центр ЖКХ" Барнаула, который производит все расчеты по специальным формулам, а также ведет лицевой учет начислений и оплат абонентов. Расчет и начисление задолженностей, пени, субсидий, учет возвратов, поступлений, льгот – это лишь небольшая часть того, чем занимается "ВЦ ЖКХ" Барнаула.

Но обязанность предоставлять такие сведения законодательно закреплена и за исполнителем коммунальных услуг. Поэтому по каждой конкретной услуге можно получить информацию от компаний – получателей платежей, а также в своей УК или ТСЖ.

Итак, за что мы платим?

Начнем с того, что составляющих нашей квитанции всего две. Первая – плата за жилищные услуги. Здесь предусмотрены расходы на содержание и обслуживание общего имущества (лестниц, площадок, чердаков, подвалов, лифтов, инженерных коммуникаций, приборов учета, вентиляции), в которые включены услуги и работы по управлению многоквартирным домом, текущий ремонт. Управляющая компания отвечает только за графу "Содержание и текущий ремонт жилья", остальные услуги выносят в отдельные пункты, и за это несет ответственность та компания, которая их исполняет.

Вторая составляющая нашей квитанции – оплата коммунальных услуг: электроэнергии, воды, водоотведения, газоснабжения и отопления. Как правило, предельный уровень тарифов устанавливает Федеральная служба по тарифам, а региональная (РСТ) утверждает их. Но рассчитывают цену исполнители коммунальных услуг.

В последнее время у жителей Барнаула больше всего вопросов возникает по поводу ОДН и таких пунктов, как "Прочие расходы", рядом с которыми стоят только цифры. Разобраться в этом деле нам помогли специалисты – сотрудники компании "УК ЖХ Индустриального района" инженеры Ирина Махмудова и Сергей Макаров.

- Cкажите, пожалуйста, кто устанавливает плату за жилищные услуги?

– Каждый собственник жилья должен четко знать и понимать, что управляющая компания вносит свои предложения, но утвердить тарифицированный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения может только общее собрание собственников, конечно, не ниже предела цен на минимальный перечень работ и услуг. В зависимости от условий проживания плата за услуги по каждому дому может быть разной, собственники сами должны решить, нужна ли им предложенная услуга или в ней нет необходимости.

- Каким образом идет начисление оплаты коммунальных услуг, кто, как и почему платит за ОДН?

– Оплата за ОДН начисляется только тогда, когда есть общедомовой прибор учета. Если счетчик отсутствует, таких начислений в квитанции быть не должно. По этому поводу еще в марте этого года губернатором Алтайского края был введен мораторий – до тех пор, пока все дома не будут оборудованы общедомовыми счетчиками.

Общедомовые нужды (ОДН) – разница между общим количеством коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом (воды, тепла, электроэнергии), и объемом этого ресурса, потребленного непосредственно в жилых и нежилых помещениях дома.

Возьмем, например, горячее и холодное водоснабжение ОДН. В квитанции указано, сколько мы должны заплатить за общедомовые нужды (ОДН), если в доме есть общие приборы учета. В этом случае суммируются индивидуальные показания граждан и те цифры, которые начислены жильцам по нормативам. Далее эта сумма вычитается из показаний общедомовых приборов учета, разница между его показаниями и суммой потребления в помещениях распределяется между всеми жильцами пропорционально их доле в общем имуществе дома (по квадратным метрам).

- Получается, ОДН – это перерасход воды из-за квартир, не имеющих счетчиков, а также из-за должников? И законопослушные граждане вынуждены переплачивать за своих нерадивых соседей? Так ли это, и в каких случаях еще возникает эта разница?

– Должники тут ни при чем. Причины возникновения разницы в другом. Одна из самых распространенных – отсутствие индивидуальных приборов учета в квартирах. Например, в квартире может быть прописан один или ноль человек, а проживают четыре студентки, которые, естественно, потребляют больше воды, чем рассчитано по норме на одного человека.

Это очень распространенная ситуация для Сибирского региона: несоответствие заявленного количества жильцов и реально проживающих. Выход – либо ставить в этой квартире счетчики, либо регистрировать всех фактически проживающих. Сознательные соседи по подъезду вправе инициировать разрешение такой ситуации, обратившись в свою управляющую компанию с соответствующим заявлением.

Другая причина возникновения разницы между показаниями – не все жильцы дома, в чьих квартирах уже стоят счетчики, вовремя передали показания, либо передали не те цифры (по ошибке или намеренно занизили показания). Иногда передают сведения за два-три месяца, а то и за полгода. Также внутри дома возможна утечка воды.

- Каким образом жильцы дома могут проконтролировать показания общедомовых счетчиков?

– Показания общедомовых счетчиков работники управляющей компании снимают ежемесячно 25-го числа и заносят данные в специальный журнал учета. С этими данными по закону любой желающий может ознакомиться, у нас все прозрачно. К тому же сейчас в квитанции появилась графа "Справочная информация", здесь указаны, в частности, показания счетчиков, в том числе общедомовых – можно следить за тем, сколько потребляет дом каждый месяц.

- Что означают пункты "Прочие расходы 4" и "Прочие расходы 7" в моей квитанции?

– Под "прочими расходами" в данном случае подразумеваются такие услуги, как обслуживание приборов учета, обслуживание мусоропровода и вентиляции.

К сожалению, некоторые граждане неадекватно пользуются мусоропроводами, выкидывают туда большие коробки, шланги, перины – такие вещи, из-за которых он тут же засоряется. Мы, как управляющая компания, можем только разломать трубу и попытаться протолкнуть какой-то палкой или куском арматуры этот застрявший мусор. Но кто будет эту дыру потом закрывать? Кто избавит от зловония жильцов? Ведь для этого нужно, по идее, всю трубу (внутренние стенки) мусоропровода как-то прочищать, а разлом ремонтировать.

Или, например, вентиляция, которую тоже нужно периодически чистить. В статью расходов "Содержание жилья" эти услуги не входят. Такие услуги в нашем городе предоставляет компания "Эко-Сибирь", у них есть специальное оборудование и график работ по каждому дому.

Надо отметить, что в других квитанциях, у жильцов других домов, это могут быть иные "прочие расходы", и это тоже решается на собрании собственников. Зимой это может быть, например, вывоз снега, а летом – полив цветов (если во дворе есть цветочные клумбы).

Справка

Индивидуальные сведения жильцы должны передавать самостоятельно с 12-го по 22-е число каждого месяца, если у них стоят счетчики. Если вы не установили счетчики, оплата производится по нормативам потребления коммунальных услуг. На март этого года нормативы составляют 3.15 м3 – горячая вода, 6.45 м3 – холодная вода (согласно постановлению № 4397).

В случае если сведения о показаниях индивидуальных приборов учета не будут предоставлены в течение двух и более месяцев (до 6 месяцев), сумма к оплате станет рассчитываться исходя из среднемесячного объема потребления, а далее, после полугода, – по нормативу.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость