Со своими проектами автоматизации общественного транспорта на администрацию города вышли две московские компании — "Удобный маршрут" и "Штрих-М". 10 ноября они представили чиновникам свои проекты. "Решение о внедрении ЭПБ уже принято, создана рабочая группа по внедрению. Она изучает разные варианты. Задача — в 2016 году запустить систему", — сообщил Василий Попов, зампредседателя транспортного комитета.
Вариантов бизнесмены предлагают предостаточно: и с кондукторами, и без них, и с сохранением наличного расчета, и без оного, и с разным набором дополнительных систем. Различается и стоимость инвестиций — называют суммы от 30 до 200 млн рублей.
Партнером компании "Штрих-М" во внедрении ЭПБ в Барнауле готов выступить "Ростелеком". Марина Лаухина, руководитель направления "Информационное общество" Алтайского филиала компании, рассказала altapress.ru некоторые подробности их видения того, какой может быть система ЭПБ в краевой столице.
Марина Лаухина,
руководитель направления "Информационное общество" Алтайского филиала:
Мы в этом проекте можем участвовать в качестве инвестора и готовы обсуждать с администрацией города варианты взаимовыгодного сотрудничества на основе государственно-частного партнерства. Например, в рамках долгосрочных инвестиционных или концессионных соглашений.
Кроме этого, "Ростелеком" может предоставить свои инфраструктурные мощности — каналы, оборудование и центр обработки данных. Для заказчика это снизит часть затрат на внедрение новой технологии.
Сейчас практика внедрения подобных систем в общественном транспорте складывается таким образом, что в большинстве городов используется комбинированная схема — технологически все сделано так, что пассажиры могут обойтись без кондуктора, но он в салоне все же есть. Он следит за тем, чтобы не было "зайцев", консультирует пассажиров, как правильно пользоваться терминалом, и может принять плату за проезд наличными. По сути, это переходный этап к полностью бескондукторной схеме.
Но это не означает, что все они со временем потеряют работу. Их можно перевести в разряд контролеров, которые бы в онлайн-режиме отслеживали, в каких автобусах, трамваях или троллейбусах едет больше безбилетников, и садились бы именно в них, чтобы привлечь их к ответственности или заставить оплатить проезд. Также контролировать численность "зайцев" может водитель: у него на бортовом компьютере отображается, сколько человек вошло с салон и какое их число не оплатило проезд.
Эмиссией транспортных карт должно заниматься муниципальное предприятие — или специально для этого созданное, или уже существующее и готовое изменить свой устав и расширить спектр деятельности. Администрация может раздавать карты бесплатно, но обычно так не делают. Чтобы люди осознавали их ценность, карты, как правило, продают по символической цене – примерно до 100 рублей. При этом назначаются льготные тарифы для разных категорий граждан.
Введение электронного проездного билета выгодно всем. Владельцы транспортных компаний получат полное представление о том, какой должна быть выручка по итогам каждой смены, и смогут пресечь любое движение средств "вне кассы". Администрации города станут доступны данные о том, сколько людей и в какое время ездит в том или ином направлении и как много льготников перевез каждый перевозчик. С помощью этой статистики администрация сможет грамотно оптимизировать маршрутную сеть и справедливо распределить субсидии между транспортниками. Граждане тоже выигрывают: они получают более удобный сервис.
В тарифе заложены издержки. Введение электронного проездного билета позволит их снизить, оптимизировать затраты администрации и перевозчиков, и за счет этого проект окупится. То есть внедрение системы не ляжет на плечи пассажиров и перевозчиков. Хотя последним определенные затраты понести все же придется. Например, за обслуживание в едином центре диспетчеризации. Но при этом им не нужно будет держать персонал, который понадобится для внедрения новых технологий и обслуживания оборудования.
Какой может быть система ЭПБ в Барнауле
Чтобы получить представление о том, как может выглядеть решение для автоматизации пассажирских перевозок в Барнауле, мы изучили предложение компании "Штрих-М".
На схеме — вариант "максимальной комплектации". Он наиболее функционален и современен. Чтобы внедрить его в такой конфигурации, Барнаулу придется потратить до 200 млн рублей. Однако от некоторых систем можно отказаться и тем самым существенно снизить инвестиционные затраты.
Информация с транспортных средств будет передаваться в:
- транспортный комитет;
- единую диспетчерскую;
- руководителям пассажирских предприятий;
- процессингово-клиринговый центр ("финансовый" сервер, который собирает и хранит информацию обо всех операциях, совершенных со всеми платежными средствами);
- на специальный сайт, на котором можно будет отследить перемещения транспорта и рассчитать время его прибытия к конкретной остановке.
Основной канал продаж бесконтактных смарт карт (БСК) — стационарные терминалы.
Их могут установить в супермаркетах, торговых центрах и даже на остановках. Кстати, сами остановки компания может оборудовать информационными табло, которые будут показывать, сколько минут придется ждать тот или иной транспорт. Также можно наладить продажу БСК на кассах сетевых продуктовых магазинов.
Способы пополнения БСК:
- в терминалах;
- банковской картой (через банкоматы);
- через SMS.
В качестве альтернативы БСК можно использовать:
- универсальную электронную карту (УЭК);
- бесконтактную банковскую карту;
- технологию NFC (расчет с помощью смартфона);
- покупку электронного билета через SMS.
Факт
Уже несколько лет готовится к внедрению электронных проездных билетов и другой алтайский город — Бийск.
Самое важное - в нашем Telegram-канале