Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

«Это будет либо бренд Барнаула, либо его позор». Архитекторы рассказали, что они думают о реконструкции Речного вокзала

В отношении возможной реконструкции Речного вокзала горожане разделились на два больших лагеря. Одни высказываются за сохранение старого здания, другие — выискивают в интернете примеры великолепных набережных европейских городов и говорят: «Нам бы так». Но обе стороны солидарны в том, что существующий ныне Речной вокзал — это стыд и позор краевой столицы.

Обь у речного вокзала Барнаула. 1 июня 2014 года.
Обь у речного вокзала Барнаула. 1 июня 2014 года.
Анна Зайкова

Малоизвестный собственник речного, компания «ПрогрессН» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, до сих пор не присоединилась к обсуждению будущего Речного вокзала. Дискуссия началась еще в январе с новости о перспективах сноса старого здания и строительства на его месте компанией «Сибирия» новых высоток.

Зато собственник объявил о продаже своего имущества за 290 млн. рублей. Цена за примерно 2 га земли экваивалентна цене 18 га квартала под застройку в северо-западной части города, а еще она почти на 118 млн. больше той цены, которую просило Западно-Сибирское речное пароходство за свое имущество пару лет назад.

Проект жилого комплекса на месте Речного вокзала.
barneapol.ru

Поиски потенциального покупателя начались. Впрочем, для горожан это сути дела не меняет. Речной вокзал так или иначе будет меняться. Вопрос только в том, какое убранство лучше выбрать для этих городских ворот. Об этом Недвижимость.altapress.ru спросила у экспертов. Кстати, самым прагматичным оказался Евгений Ракшин, соучредитель компании «Мария-Ра» и известный сегодня как руководитель строительства жилищного комплекса на территории бывшего стадиона «Локомотив» и ТРЦ «Галактика» на месте бывшего Барнаульского аппаратурно-механического завода. «Любая стройка для города — это большой плюс. Она дает рабочие места как во время строительства объекта, так и после, когда им начинают пользоваться. А еще это деньги в городскую казну в виде налога на имущество».

Новый проект застройки территории Речного вокзала.
altaystroy.ru

Ищем функционал

Собственник здания Речного вокзала и прилегающей территории нацелен на жилье. Это видно из профиля всех обнародованных в СМИ архитектурных проектов, созданных мастерскими Барнаула в рамках закрытого конкурса. Хотя некоторые все же предлагали другие решения. Так, Евгений Копылков, руководитель АКБ «Инновация» рекомендует для набережной здание выставочного центра, а Геннадий Малков, директор АН «Дом», говорит о том, что место в историческом центре «просит» гостиничный комплекс с подобающим сервисом. Для строительства же жилья есть препятствия.

Алексей Квасов,
архитектор «Барнаулгражданпроекта»:

В соответствии с генпланом развития города Барнаула территория Речного вокзала относится к общественно-деловой зоне. Поэтому строить там жилье недопустимо. В будущем это может привести к закрытию доступа горожан к набережной. Наслаждаться видом смогут только «избранные», успевшие купить себе квартиры в домах на берегу реки. Функции же Речного вокзала и причала перенесут куда-нибудь на задворки, чтобы не мешали людям жить.

Тем, кто возражает Алексею Квасову ссылкой на то, что для прогулок по набережной у барнаульцев появится Обской бульвар (по крайней мере, об этом говорит генплан краевой столицы), отвечает Евгений Затульветер, руководитель мастерской «Д-9»: «Реализация этого проекта экономически настолько затратна, что для провинциального города становится просто утопией».

Сохраняем и преумножаем

Стоит напомнить горожанам, что поиск архитектурного решения для Речного вокзала и прилегающей к нему территории инициирован далеко не новым собственником («ПрогрессН» приобрел здание Речного вокзала и расположенную рядом набережную в июне 2013 года). В 2006 году, девять лет назад, в профессиональных архитектурных кругах уже проходил конкурс на застройку территории в границах проспекта Ленина, улицы Большой Олонской, створного коммунального моста, набережной реки Оби. Победил проект Евгения Тоскина. Кстати, участники подчеркивают, что тогда и в голову никому не приходила идея снести старый Речной вокзал. Но проект так и не реализовали.

Проект реконструкции Речного вокзала.
Д-9

Вполне рабочий и малозатратный сценарий развития Речного вокзала — сохранение памятника советского модернизма в архитектуре с его безусловной реставрацией и наделением новым функционалом. Юрий Фриц, председатель правления НП «Алтайский союз предпринимателей», говорит о том, что не следует ставить крест на водном сообщении. «Перевозка грузов по воде всегда была выгодна, — напоминает эксперт. — И, разрушив инфраструктуру речного пароходства сегодня, мы будем вынуждены строить ее завтра».

За сохранение Речного вокзала выступает и Сергей Боженко, главный архитектор Барнаула. Ему жаль работу коллег из советского прошлого, а еще он говорит о множестве проблем, с которыми столкнутся те, кто все же рискнут перекроить этот старый кусок набережной. Высотный новострой нарушит сложившийся архитектурный ансамбль, закроет перспективу на пр. Ленина, усугубит городские транспортные проблемы. Плюс к тому архитектор подчеркивает, что строительство требует серьезных инженерных исследований — в этом месте находится геологический разлом. Потому соорудить все, что душе пожелается, не получится.

Сергей Боженко
главный архитектор Барнаула:

Что значить разрушить Речной вокзал? Новосибирск, Омск не разрушили же и гордятся этими зданиями. Почему же Барнаул так легко расстается со своей историей? Сейчас нужно искать легитимные механизмы поместить Речной вокзал в список собственности краевой администрации.

Бороться за бренд

Архитектурное сообщество Барнаула говорит о том, что если уж что-то делать на «речном», то так, чтобы в итоге город приобрел настоящий бренд — архитектурную изюминку, часть новой истории краевой столицы, не забывшей рассказать о ее славном прошлом. К слову сказать, идею поиска нового «Я» Барнаула взяла за основу для конкурсной работы творческая мастерская «Д-9». В предложенном проекте отразилось горно-рудное прошлое города, образ алтайских гор, мотивы архитектуры будущего и сила сибирской реки.

Михаил Шмидт
руководитель мастерской «М-Арт»:

Подходить к решению этого места как к рядовому нельзя. Нужны конкурс идей, поиск неожиданных решений, уход от тиражирования журнальных образцов, уже где-то реализованных. Власти многих европейских городов приглашали известных архитекторов для создания необыкновенных объектов, притягивающих к себе внимание мировой общественности и туристический поток, конечно же. О них пишут в профессиональных изданиях и в массовых СМИ, туристы специально приезжают в город посмотреть на них, они появляются на сувенирной продукции.

В качестве примера Михаил Шмидт рассказывает о жилых домах Гауди в Барселоне. «По словам жильцов, они не очень комфортны для проживания, но за счет своей известности и архитектуры стали довольно дорогими объектами недвижимости». И у Барнаула сегодня есть реальный шанс получить подобный архитектурный акцент, считают специалисты.

Проект реконструкции Речного вокзала.
Д-9

Что сегодня

А пока неумытый и стыдный сегодня «речной» даже в покалеченном виде остается любимым местом горожан. Отпихнув ногой мусор в сторону, бегом перебежав через дурнопахнущую асфальтированную площадь, мы каждый год подходим к перилам набережной. Там магия сибирской реки.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость