Малоизвестный собственник речного, компания "ПрогрессН" с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, до сих пор не присоединилась к обсуждению будущего Речного вокзала. Дискуссия началась еще в январе с новости о перспективах сноса старого здания и строительства на его месте компанией "Сибирия" новых высоток.
Зато собственник объявил о продаже своего имущества за 290 млн. рублей. Цена за примерно 2 га земли экваивалентна цене 18 га квартала под застройку в северо-западной части города, а еще она почти на 118 млн. больше той цены, которую просило Западно-Сибирское речное пароходство за свое имущество пару лет назад.
Поиски потенциального покупателя начались. Впрочем, для горожан это сути дела не меняет. Речной вокзал так или иначе будет меняться. Вопрос только в том, какое убранство лучше выбрать для этих городских ворот. Об этом Недвижимость.altapress.ru спросила у экспертов. Кстати, самым прагматичным оказался Евгений Ракшин, соучредитель компании "Мария-Ра" и известный сегодня как руководитель строительства жилищного комплекса на территории бывшего стадиона "Локомотив" и ТРЦ "Галактика" на месте бывшего Барнаульского аппаратурно-механического завода. "Любая стройка для города - это большой плюс. Она дает рабочие места как во время строительства объекта, так и после, когда им начинают пользоваться. А еще это деньги в городскую казну в виде налога на имущество".
Ищем функционал
Собственник здания Речного вокзала и прилегающей территории нацелен на жилье. Это видно из профиля всех обнародованных в СМИ архитектурных проектов, созданных мастерскими Барнаула в рамках закрытого конкурса. Хотя некоторые все же предлагали другие решения. Так, Евгений Копылков, руководитель АКБ "Инновация" рекомендует для набережной здание выставочного центра, а Геннадий Малков, директор АН "Дом", говорит о том, что место в историческом центре "просит" гостиничный комплекс с подобающим сервисом. Для строительства же жилья есть препятствия.
Алексей Квасов,
архитектор "Барнаулгражданпроекта":
В соответствии с генпланом развития города Барнаула территория Речного вокзала относится к общественно-деловой зоне. Поэтому строить там жилье недопустимо. В будущем это может привести к закрытию доступа горожан к набережной. Наслаждаться видом смогут только "избранные", успевшие купить себе квартиры в домах на берегу реки. Функции же Речного вокзала и причала перенесут куда-нибудь на задворки, чтобы не мешали людям жить.
Тем, кто возражает Алексею Квасову ссылкой на то, что для прогулок по набережной у барнаульцев появится Обской бульвар (по крайней мере, об этом говорит генплан краевой столицы), отвечает Евгений Затульветер, руководитель мастерской "Д-9": "Реализация этого проекта экономически настолько затратна, что для провинциального города становится просто утопией".
Сохраняем и преумножаем
Стоит напомнить горожанам, что поиск архитектурного решения для Речного вокзала и прилегающей к нему территории инициирован далеко не новым собственником ("ПрогрессН" приобрел здание Речного вокзала и расположенную рядом набережную в июне 2013 года). В 2006 году, девять лет назад, в профессиональных архитектурных кругах уже проходил конкурс на застройку территории в границах проспекта Ленина, улицы Большой Олонской, створного коммунального моста, набережной реки Оби. Победил проект Евгения Тоскина. Кстати, участники подчеркивают, что тогда и в голову никому не приходила идея снести старый Речной вокзал. Но проект так и не реализовали.
Вполне рабочий и малозатратный сценарий развития Речного вокзала - сохранение памятника советского модернизма в архитектуре с его безусловной реставрацией и наделением новым функционалом. Юрий Фриц, председатель правления НП "Алтайский союз предпринимателей", говорит о том, что не следует ставить крест на водном сообщении. "Перевозка грузов по воде всегда была выгодна, - напоминает эксперт. – И, разрушив инфраструктуру речного пароходства сегодня, мы будем вынуждены строить ее завтра".
За сохранение Речного вокзала выступает и Сергей Боженко, главный архитектор Барнаула. Ему жаль работу коллег из советского прошлого, а еще он говорит о множестве проблем, с которыми столкнутся те, кто все же рискнут перекроить этот старый кусок набережной. Высотный новострой нарушит сложившийся архитектурный ансамбль, закроет перспективу на пр. Ленина, усугубит городские транспортные проблемы. Плюс к тому архитектор подчеркивает, что строительство требует серьезных инженерных исследований - в этом месте находится геологический разлом. Потому соорудить все, что душе пожелается, не получится.
Сергей Боженко
главный архитектор Барнаула:
Что значить разрушить Речной вокзал? Новосибирск, Омск не разрушили же и гордятся этими зданиями. Почему же Барнаул так легко расстается со своей историей? Сейчас нужно искать легитимные механизмы поместить Речной вокзал в список собственности краевой администрации.
Бороться за бренд
Архитектурное сообщество Барнаула говорит о том, что если уж что-то делать на "речном", то так, чтобы в итоге город приобрел настоящий бренд - архитектурную изюминку, часть новой истории краевой столицы, не забывшей рассказать о ее славном прошлом. К слову сказать, идею поиска нового "Я" Барнаула взяла за основу для конкурсной работы творческая мастерская "Д-9". В предложенном проекте отразилось горно-рудное прошлое города, образ алтайских гор, мотивы архитектуры будущего и сила сибирской реки.
Михаил Шмидт
руководитель мастерской "М-Арт":
Подходить к решению этого места как к рядовому нельзя. Нужны конкурс идей, поиск неожиданных решений, уход от тиражирования журнальных образцов, уже где-то реализованных. Власти многих европейских городов приглашали известных архитекторов для создания необыкновенных объектов, притягивающих к себе внимание мировой общественности и туристический поток, конечно же. О них пишут в профессиональных изданиях и в массовых СМИ, туристы специально приезжают в город посмотреть на них, они появляются на сувенирной продукции.
В качестве примера Михаил Шмидт рассказывает о жилых домах Гауди в Барселоне. "По словам жильцов, они не очень комфортны для проживания, но за счет своей известности и архитектуры стали довольно дорогими объектами недвижимости". И у Барнаула сегодня есть реальный шанс получить подобный архитектурный акцент, считают специалисты.
Что сегодня
А пока неумытый и стыдный сегодня "речной" даже в покалеченном виде остается любимым местом горожан. Отпихнув ногой мусор в сторону, бегом перебежав через дурнопахнущую асфальтированную площадь, мы каждый год подходим к перилам набережной. Там магия сибирской реки.
Самое важное - в нашем Telegram-канале