Недвижимость

Конституционный Суд признал "общий котел" взносов на капремонт соответствующим закону

12 апреля Конституционный Суд (КС) признал соответствующими Конституции взносы на капитальный ремонт. Не противоречит основному закону РФ и система "общего котла", при которой деньги жильцов одних домов идут на ремонт других. Тем не менее, судьи КС все же признали необходимость корректировки некоторых положений закона.

Недвижимость
Недвижимость
Михаил Хаустов

Депутаты Госдумы, обратившиеся в Конституционный Суд, считали взносы на капремонт дополнительным и неправомерно установленным налогом. По их мнению, первоначальный капремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство.

Кроме того, они сочли нарушением прав собственника два момента. Во-первых, то, что муниципалитету дано право выбрать способ финансирования ремонта без согласия жильцов (если они сами не приняли решение в срок). Во-вторых, норма об "общем котле": ведь она позволяет оператору произвольно распоряжаться перечисленными средствами, полагали депутаты.

КС свое решение готовил больше месяца. И вот его вердикт. Собственник жилого помещения обязан заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома. А взносы на капремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом.

Вандалы в Барнауле украли часть трубы и повредили люки после капремонта по госпрограмме

Не противоречит Конституции и система "общего котла", поскольку, как указано в решении КС, "позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях". Вывод судей - "исходя из этого, очередность проведения капитального ремонта должна определяться на основе объективного состояние домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке". Отметим, что сегодня очередность выстраивается по более сложной системе критериев — свою роль, например, играет и финансовая дисциплина жильцов.

При этом судьи КС отметили, что законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность исполнения обязательств регоператора в случае прекращения его деятельности. Обратили они внимание и на прозрачность реализации региональных программ капремонта — она, по мнению КС, должна быть гарантирована.

Право муниципалитета определить способ финансирования капремонта, если сами жильцы выбор не сделали, тоже не противоречит Конституции. Однако местные власти обязаны проинформировать людей о том, какой выбор сделан. И если суд установит, что это не сделано, жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу спецсчета.

Фотофакты. На Алтае начали заменять ветхие лифты

Любопытен вывод КС в отношении обязательств государства перед жильцами домов, требующих капремонта на момент приватизации жилья. Некоторое время идея отменить ст. 16 закона "О приватизации в РФ" в этой сфере обсуждалась весьма бурно. И вот почему.

Тысячи граждан в России обращались в суды с требованием к муниципалитетам провести капремонт своих жилых домов, ссылаясь на эту статью закона. И суды, как правило, удовлетворяли требования. В результате бюджеты многих муниципалитетов перегружены неисполненными решениями, а сами граждане ждут ремонта годами. Как видим, право обращаться в суд и в дальнейшем, благодаря этому решению КС сохраняется.

Что означат решение КС на практике? В первую очередь, то, что платить взносы надо. В региональном операторе Алтайского края нам пояснили, что ждет тех, кто этого не делает.

Лев Моисеенко,
заместитель гендиректора регионального оператора "Фонд капремонта Алтайского края":

Неплательщиков ждет судебное разбирательство. В соответствии со сложившейся практикой, 99% подобных дел выигрывает региональный оператор. Только 1% исков судом отклоняется, но отклоняется по техническим причинам. Так как мы обязаны обращать иск ко всем собственникам-неплательщикам, иногда в число ответчиков попадает несовершеннолетний ребенок. Но несовершеннолетний гражданин не может выступать ответчиком в суде. После уточнения исковых требований мы повторно подаем иск уже к родителям и выигрываем без проблем.

Сумма долга, начиная с которой регоператор может подать иск в суд на неплательщика, значения не имеет. Но регоператор не освобожден от уплаты госпошлины, которая составляет 400 рублей. При этом пошлина уплачивается из средств краевого бюджета, которые выделяются регоператору на его уставную деятельность. Поэтому регоператор обращается в суд, когда задолженность накапливается в течение нескольких месяцев.

Лев Моисеенко,
заместитель гендиректора
регионального оператора
"Фонд капремонта Алтайского края":

Нехватка средств на госпошлину имеет место по всей стране. Мы надеемся, что законодатель примет поправки в Жилищный кодекс. Если будет разрешено использовать средства фонда капремонта на оплату госпошлины по взысканию недоимки, мы в разы сможем увеличить как объем претензионно-исковой работы, так и активность.

Как будет начисляться пеня? Известно, что с 1 января механизм начисления пени за несвоевременную оплату услуг ЖКХ изменился: она начисляется не с 10-го, а с 31-го дня. Однако в случае задержки с оплатой взноса на капремонт пеня начисляется по-старому. Уже с 10 числа на долг "накручивается" 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ. Начисление пени регоператором предусмотрено ст. 181 Жилищного кодекса.

Добавим также, что, если долг превысит 10 тыс. рублей и это будет признанно судом, должнику могут ограничить выезд за границу.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость