Так вот, к этому самому 280-летиию хотел бы написать об одной улочке. Точнее, об одном маленьком проезде. Есть у меня одно такое местечко, которое, признаюсь, я сам увидел относительно недавно. Увидел, открыл рот от удивления и влюбился, как можно влюбиться в улочку.
Стоит у нас в городе площадь Текстильщиков. Собственно, она сама, и вообще весь этот квартал – один мощнейший памятник домостроительству конца 30-х. Настоящий, живой уголок сталинского ампира – первый в городе квартал современного типа. Никогда до этого в Барнауле не сдавали квартал, где бы сразу жилье сдавали вместе с поликлиникой, образовательными учреждениями, предприятиями торговли и общепита (раз говорим про те времена, то и термины соответствующие – казенные).
Представьте тот восторг, который вызывал этот квартал у барнаульцев, живущих в развалюхах по соседству? Представьте себе человека, который на площади Октября (бывш. площадь Сталина (до 1956 года), бывш. площадь Клуба Меланжевого комбината (до 1953 года)) и через десять лет после постройки Жилпощадки видел разлившуюся огромную лужу, у которой паслись козы (см. фото). И вот в предвоенные годы взору этого горожанина открываются великолепные пятиэтажные дома с полутораметровыми стенами, квартирами с потолками за 3 метра, с огромными окнами, с парадными, арками, колоннами, классическими фронтонами. А он, этот горожанин, ютится в деревянном домике напротив железнодорожного вокзала, ходит по деревянной мостовой, и даже не представлял до этого, что жизнь в городе может быть такой по-столичному городской!
Возможно, кто-то из стариков ему и рассказывал, как после да-а-авнего пожара Барнаул всколыхнула идея построить на той окраине, где теперь высятся леса возводящейся Жилплощадки, первую площадь города-сада. Как погорельцы, похоронив мертвых, поплакав о потерях, собрали волю в кулак и с невероятной энергией взялись за восстановление родного Барнаула. Как первые 300 участков квартала вокруг этой самой солнечной (круглой) площади, с расходящимися шестью лучами-улицами разыгрывли чуть ли не в драку. Как проектировались и раздавались в застройку другие такие круглые площади. Как верили, что город возродится из пепла и выпорхнет не обновленной, а совершенно новой птицей-феникс. Небывалой не только для Сибири, но и для всей России. Силы были, желания были, капиталы находились. Но… Пришел другой пожар, стало не до строительства, да и не стало тех людей, кто бы тогда смог поднять такое.
Место той самой солнечной площади потихоньку заполнили какие-то лачуги. И только спустя почти двадцать лет у города, да не столько у города, сколько у страны, возводившей по общему плану тут первый барнаульский индустриальный "гигант" - меланжевый комбинат, появилось желание и средства построить на месте первой площади города-сада хоть что-то…
Впрочем, и это "что-то" вышло грандиозным.
Конечно, то, что ты видишь там сейчас, похоже на изрядно постаревшую красавицу. Сквозь моршины, вопреки лохмотьям, ты все равно угадываешь, что когда-то эта красавица сводила с ума множество мужчин. Да и сейчас, её бы в программу "Модный приговор", переодеть, причесать, перекрасить, и она бы ого-го. Но… некому.
А на фото, друзья, вы видите дома даже не на парадной части Жилплощадки, а здания проезда 9 мая, который когда-то блистал своей новизной, столичным шиком, необычностью. Когда-то вызывающий восторг и зависть, а теперь медленно увядающий, постепенно превращающийся в сюжет для фильма "Жизнь после людей".
А ведь именно у домов на этом проезде можно рассказывать историю нашего города, отматывая "кинопленку" назад: Жилплощадка-Город-солнце-Пожар-а поехали, я вам Демидовскую площадь покажу... Его бы только причесать-перекрасить...
А какие у вас есть уголки Барнаула с легендой?
Самое важное - в нашем Telegram-канале